Наука

«‎Наука — это часть жизни студента»: Мария Коробкина о сомнениях, мотивации и гармонии в науке

ЮФУ проводит много мероприятий для развития способностей студентов. Аналогичным образом и ИФЖиМКК занимается научной деятельностью — в том числе и для повышения способностей студентов. Научная деятельность  — это работа, включающая координацию всех научных мероприятий студентов: таких, как конференции, форумы, семинары и круглые столы. Подробно рассказывает о научной деятельности в нашем институте руководитель научного сектора студенческого совета ИФЖиМКК Мария Коробкина.


— Наука в ИФЖиМКК — какая она? В каких науках мы сильны? 

— И филологи, и журналисты работают прежде всего с текстом устным и письменным, художественным и публицистическим каким бы то ни было. Также очень важна информация, которую этот текст несет: мы как специалисты ее перерабатываем, анализируем, интерпретируем, преподносим нужной аудитории. В этом и есть наша особенность среди других ученых. 

— Каждый студент может заниматься наукой или это доступно только тем, кто имеет степень, например, бакалавра? 

— Конечно, любой студент может заниматься научной деятельностью. Однако чаще всего он делает это «под крылом» научного руководителя наставника, который регулирует его работу, помогает и направляет. Им обычно и становится человек со степенью. 

— Научную деятельность нужно организовывать или это дело каждого индивидуально? 

— Это всегда индивидуальное решение обучающегося. Со стороны профессорско-преподавательского состава студсовета мы можем только мотивировать студентов этим заниматься. У научных активистов ИФЖиМКК есть беседа, в которой мы обсуждаем объявления, заявки и публикации. 

— Как давно ты возглавляешь научный сектор студенческого совета ИФЖиМКК? Что изменилось с твоим приходом на эту должность? 

— Я курирую деятельность научного сектора студенческого совета ИФЖиМКК с февраля 2021 года. Я ввела регулярную рубрику с объявлениями и новостями о проводимых по нашей специальности научных конференциях. Я сама ищу информацию в интернете, проверяю ее, оформляю и только тогда публикую в группе (прим. ред. — группа студенческого совета ИФЖиМКК во Вконтакте) и рассылаю по кафедрам и в группу дирекции. А еще в институте никогда не было беседы научных активистов, мы ее сделали и курируем. 

— Отличается ли твое восприятие науки в университете до твоего поступления и после?

— Раньше я думала, что это очень сложно и скучно, что это только для тех, кто днями и ночами напролет сидит за книжками, концентрируясь в своей жизни только на учебе. Теперь же я понимаю, что наука — гармоничная и приятная, по правде сказать, часть жизни студента, да и представителя любой профессии, пожалуй. 

— Какая цель у твоей деятельности? Популяризировать науку? Добиться каких-то показателей? 

— Мы не гонимся за показателями, а популяризовать хотим не саму науку, а научную деятельность. Есть очень много людей, который хотят начать, но боятся, что они не слишком способны, хотя это далеко не так, и это под силу любому старательному человеку. Мы в студсовете стараемся помочь студентам нашего института понять это и не побояться встать на путь науки и научной деятельности. 

— Расскажи о некоторых научных мероприятиях в ЮФУ. Как попасть на них? 

— ЮФУ сам проводит конференции, самая крупная — в рамках Недели науки. Она ежегодная и состоялась даже в трудный для всех нас период карантина и жестких ограничений весной 2020 года. Попасть туда очень просто — подать заявку по согласованию с научным руководителем и председателем секции. Также в феврале этого года проходила встреча с ректором на тему студенческой науки, и мы с председателем студсовета Максимом Минеевым на ней присутствовали, очень много интересного подчерпнули для себя. 

— Что есть в нашем институте, но нет в других структурных подразделениях ЮФУ? 

— Поскольку наш институт очень тесно связан с иностранными языками, думаю такого обилия «языковых» СНО (прим.ред. — студенческих научных обществ) нет больше нигде в университете. Вспомнить, например, тот же Five o’clock. Ещё у нас очень отзывчивые и ответственные научные руководители, которые искренне хотят помочь студентам. 

— Насколько сложно, на твой взгляд, заниматься наукой или самому делать научные мероприятия в нашем институте? Какие есть «подводные камни»?

— Возможно, в нашем институте очень сложно учиться. Студенты всегда много читают и изучают языки, что требует времени. Поэтому обучающиеся не находят сил и времени заниматься научной деятельностью. Это большая проблема, к сожалению. Многим не хватает времени даже посещать заседания СНО. Студенческий совет пока не занимался самостоятельно организацией СНО, конференций или форумов, но мы думаем над этим, будем разговаривать со студентами и узнавать, что им интересно. 

— Научная деятельность — это показатель эффективности университета. Студенты тоже вносят вклад в этот показатель или речь только о научных сотрудниках? 

— Конечно, это результат совместной работы научного руководителя и студента. Самое сложное, наверное, студенту и преподавателю найти друг друга, потому что часто не хватает инициативы то с одной, то с другой стороны. Хочется, чтобы преподаватели больше мотивировали студентов заниматься наукой, вызывали интерес, а не добровольно-принудительно отправляли на конференции, а такое тоже бывает. А студентам хочется посоветовать не стесняться подходить со своими идеями к тем, с кем у них совпадают научные интересы. И вообще научная деятельность — не единственный показатель эффективности работы университета. Академические, профессиональные, общественные успехи студентов тоже можно отнести к положительным показателям. 

— Как вовлечены в процесс научной деятельности института иностранцы? 

— Мне кажется, иностранцам может помочь участие в СНО, где заседания проводятся на иностранных языках. Многие приезжие студенты намного лучше говорят на английском, испанском, французском, чем на русском. Эти языки им комфортнее, а университет может предложить им площадки для дискуссий на научную тему именно на этих языках. А студсовет, в свою очередь, старается больше информировать в соцсетях о таких СНО. 

— Принимают ли участие в научной жизни института школьники? 

— Да, конечно. Для них есть отдельная конференция ДАНЮИ (прим. ред. — Донской академии наук юных исследователей), которая также проходит каждый год весной. Иногда лицеистов из СУНЦ (прим. ред. — Специализированный учебно-научный центр ЮФУ) привлекают к деятельности СНО — например, они участвовали в дистанционных заседаниях «Клуба любителей древности». Мы очень открыты для взаимодействия со школьниками, они могут принять участие и в студенческих конференциях, и в других мероприятиях. 

— Какие преимущества получают студенты при участии в научной деятельности в ИФЖиМКК? 

— У студентов ЮФУ, участвующих в научной деятельности, есть множество привилегий. Они могут принять участие в конкурсе на получение Повышенной государственной академической стипендии (ПГАС) в научном направлении. С публикациями можно участвовать в конкурсе портфолио при поступлении в магистратуру. Научная активность очень ценится при отборе на получение различных грантов и стипендий, так что это всегда преимущество. Научная деятельность в бакалавриате также важна в конкурсе на поступление за рубеж, а также в конкурсе на получение стипендий на обучение за рубежом. 

— Как проводились научные форумы и конференции во время пандемии? И проводятся ли сейчас?

— Очень интересный вопрос. В связи с карантинными ограничениями многие мероприятия, в особенности конференции, перешли на онлайн-формат, в том числе, кстати, и конференция в рамках Недели науки ЮФУ. Многие вузы-организаторы даже после снятия ограничений продолжают проводить конференции онлайн: это очень удобно прежде всего для участников, не нужно ехать в другой город, снимать там жилье, оформлять командировки или тратить собственные средства. Пожалуй, мы перешли эту черту из-за пандемии, и теперь множество мероприятий перейдет в онлайн-формат на постоянной основе. 

— Что вы думаете о негативном отношении к гуманитарным наукам? 

— Не хочу прозвучать грубо, но негативно относиться к гуманитарным наукам может, наверное, только человек необразованный или очень злой. Даже в упомянутом вами словосочетании звучит слово «‎человек»‎ (в переводе с латинского humanus — человеческий), а что может быть смешного, позорного, стыдного в изучении человека и всего, что с ним связано? Как мы уже говорили в первом вопросе, наш научный интерес — текст, а текст создается только человеком, значит — наша наука связана непосредственно с каждым из нас, а значит она очень важна. 

— Назови три вещи, которые должен понимать студент, который хочет выступать на конференциях и публиковаться в научных журналах? 

— Первое — это, наверное, не стесняться делиться своими интересами и идеями с научным руководителем. Любой проект можно поддержать, любому студенту можно помочь написать хорошее исследование. Второе — не бояться делать ошибки и исправлять их. Конечно, в первое время на них будет указывать научный руководитель, главное — избавиться от страха их допустить, который тормозит работу. Третье — писать, писать, писать. Родилась мысль — запиши ее, в чем-то сомневаешься запиши и потом обсуди с руководителем. Если ходить со свежими и классными идеями в голове, но не садиться и записывать их, можно очень многое упустить. 

— Какие у тебя планы по улучшению научной деятельности в ИФЖиМКК? 

— Очень хочется сделать «перепись» СНО и подготовить хорошую информационную сводку о функционирующих научных обществах, рассказать об их интересах, чтобы привлечь к их деятельности как можно больше студентов. С нового учебного года планирую продолжать вести рубрику с объявлениями о научных конференциях в соцсетях студсовета. 

— Что бы вы хотели сказать всем студентам ИФЖиМКК? 

— Хотела бы процитировать свою любимую фразу из пьесы Бертольта Брехта Leben des Galilei. Сомневайтесь, ведь «наука распространяет знания, добытые с помощью сомнений». 

Беседовала: Принанда Рахмаданти