Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Истории

Такси до «Горизонта»: один киновечер с Ольгой Джумайло

Такси до «Горизонта»: один киновечер с Ольгой Джумайло

В киноцентре «Большой» и в кинотеатре «Горизонт Cinema and Emotion» еженедельно проходят кинопоказы с обсуждением. Время от времени сотрудники ИФЖиМКК выступают на них в качестве экспертов. Однако первая, кто ассоциируется у студентов ИФЖиМКК с кинематографом, — заведующаякафедрой истории и теории мировой литературы Ольга Джумайло. 14 июля она провела два показа подряд. Вместе с ней в турне по кинотеатрам отправились Дарья Садовская и Владислава Попова и выяснили, какого это — не только любить смотреть фильмы, но и разбираться в них.

Около семи вечера возле входа в один из залов киноцентра «Большой» собираются люди. Они суетятся, судорожно проверяют свои билеты и постоянно поглядывают на часы — словно боятся, что опоздали или вовсе пришли не туда.

Все с облегчением вздыхают, когда сотрудница кинотеатра открывает зал и приглашает гостей занять места. Им не терпится поскорее начать.

 

ZIz T yKdw0 2

 

Десятью минутами ранее в холле показалась улыбчивая Ольга Джумайло — спикер сегодняшнего мероприятия — именно она расскажет о фильме Ингмара Бергмана «Фанни и Александр».

Стрелка на часах — на без пяти семь. Зрители уже расположились на своих местах. Они оживленно переговариваются и обсуждают последние новости. Но беседы сразу же сходят на нет, когда в зал заходит организатор:

— Всем добрый вечер! Для тех, кто вдруг не знает: мы смотрим фильмы и обсуждаем их. Сегодня день рождения Ингмара Бергмана, поэтому мы будем смотреть «Фанни и Александр».

 

Предоставляют слово Ольге Джумайло. Улыбнувшись, она начинает свою речь с истории о создании кинокартины:

 Фильм «Фанни и Александр» будто в магическом калейдоскопе объединяет все темы Бергмана. На ту пору за его плечами уже были и критика, и гонения в Швеции, и мировой признание от Голливуда до Москвы. Ему было 60, когда мастер решил вернуться на родину из Мюнхена и снять свой последний фильм. Он не желал уходить из кино, оставив в памяти зрителей мрачные картины, поэтому снимает сказку.

 

 

hzNs5X0r8c8

 

Жена Бергмана, рассказывает Джумайло, решила взять все в свои руки и устроить ему surprise party, то есть пригласить всех его детей  а это 8 детей от 5 жен. И этот факт не случайно связан с «Фанни и Александром»  в этом фильме затронуты детская и семейная темы.

 Сюжет фильма драматичный, но его герои и зрители вознаграждаются чудом и радостью. Вы увидите, что фильм начинается праздником Рождества, а заканчивается Пасхой. И там, и там — дети. И там, и там — малый круг семьи и близких, им противостоит многое — суровость морали, узость взглядов на человеческую природу, неизбежная смерть, наконец. Но они остаются вместе.

 

По словам спикера, все эти темы связаны с театром, фантазией и рассказыванием историй. И у этого тоже есть предпосылки: Бергман говорил, что в молодости ему снились кошмары, но с возрастом его сны превратились в прекрасные спектакли.

 

 Фильм вроде бы реалистичный, но все равно решен в форме сказки. В нем будут моменты, в которые очень трудно поверить  моменты фантазийные или мистические.

 

Ольга Джумайло обращает внимание зрителей на то, что обычно фильмы Бергмана черно-белые и лаконичные, а «Фанни и Александр» визуально очень красочный.

Вступительная речь подходит к концу:

 Я очень счастлива, что сегодня столько любителей собралось посмотреть трехчасовую версию этого фильма. Я желаю вам приятного просмотра и, конечно, вот этого настроения. Да, до Пасхи и Рождества еще далеко, но почему бы не устроить этот чудесный момент единения именно сегодня?

 

Зал аплодирует. Тишина наступает только тогда, когда на экране появляются первые кадры. Вместе с героями  детьми Александром Экдаль и его сестрой Фанни  зрителям предстоит прожить взросление и жизненные трудности, потери и потрясения.

Как только свет выключается, Ольга Джумайло забирает сумку и медленно, на цыпочках, выходит из зала. Телефон, такси  вот бы все успеть. Следующий пункт  кинотеатр «Горизонт»  там спикер расскажет еще об одном фильме. Времени до начала остается мало, а такси все не едет. И лишь когда возле киноцентра плавно припарковывается белая машина, Джумайло облегченно вздыхает.

20 минут до места назначения  есть время перевести дух и узнать о героине побольше. Она рассказывает, что начала организовывать кинолекции на родном филфаке еще в 2001 году:

 Все началось с обычного интереса и хобби, а теперь меня целенаправленно зовут на показы фильмов и просят проводить кинолекции.

 

Подъезжаем к «Горизонту»  здесь, как обычно, много людей. На третьем этаже  там находится кинотеатр «Горизонт Cinema and Emotion»  казалось, толпа была еще больше. Забегаем в зал: зрители уже собрались. Их приветствует организатор Ксения.

 

7xb 8fzdzY

 

Второй для нас за сегодня кинопоказ проходит в рамках фотовыставки «Круг Родченко. Стильные люди», которую проводит «Горизонт Cinema and Emotion» совместно с московским «Мультмедиа Арт-музеем». Ольга Джумайло представит документальный фильм Дзиги Вертова «Киноглаз» и расскажет, как на него повлиял конструктивизм фотографа и художника Александра Родченко.

Спикер приветствует зрителей и начинает вводную лекцию:

 В 2014 году я оказалась в Лондоне и с большим трепетом наблюдала за афишами музеев  там фигурировали наши русские авангардисты Малевич, Кандинский и Родченко. Радует, что лондонцы активно ходят на выставки их работ.

 

Джумайло признается, что перед показом для нее было важно убедиться в том, что Родченко и Вертов действительно были близки. Выяснилось, что друзьями они не были: режиссер почти не упоминает Родченко в своих интервью. Тем не менее, они сотрудничали в 1922-1923-х годах:

— Революция — это «тектонический» разлом в истории. Вспомним, что единственный состоявшийся революционный проект — французская революция, которая обратилась в якобинский террор, а потом и вовсе растворилась в Реставрации. У нас в стране такой проект не только осуществился, но и прожил 60 лет и полностью поменял мир —потребовались новые формы осмысления человека, общества, искусства, морали — полная «перезагрузка» мира. Вертов и Родченко были как раз из тех, кто не только верил в новый мир, но и создавал его в новых формах эстетики.

 

Начинается фильм «Киноглаз» — о новом на момент съемок государстве Советском союзе. В центре сюжета  жизнь людей  такая, какая она есть во всех ее проявлениях,  от кооперативов и пионеров до гигиены и здоровья. Почти все 50 минут в зале  тишина. Лишь время от времени на ироничных моментах кто-то посмеивается. 

После финальных титров зрители вполголоса начинают обсуждать фильм. На сцену выходит Ольга Джумайло. На ее первый вопрос  о том, какое впечатление у зрителей сложилось от просмотра,  отвечает девушка с последнего ряда: 

 Двоякое. С одной стороны, очень интересно наблюдать за происходящим, а с другой  ужасно смотреть на некоторые моменты.

 

TdCQMoBsfSw

 

Своим мнением делится и Ольга Джумайло. Далее она разбирает с аудиторией приемы монтажа, которые использованы в фильме, обратная съемка, замедленная, с разных неожиданных ракурсов и так далее. Многие кадры были сняты в характерном для конструктивизма диагональном развороте. Говорит спикер и социальных изменениях, которые прослеживаются в фильме. В большей степени о технологическом прогрессе.

Время около одиннадцати вечера, но никто не спешит покидать зал. Вопросы у зрителей не заканчиваются. Несмотря на позднее время и насыщенный день, Ольга Джумайло подробно отвечает на каждый:

 В чем смысл «киноглаза» в этом фильме? В том, что он как раз и обращен на новую жизнь и может ее зафиксировать. Он лишен «человеческого» измерения. Не оператор с его личными взглядами избирает себе «прекрасную натуру», «киноглаз» способен охватить жизнь целиком и будет фиксировать все — работу электричества и грязь, конвейер современного кооператива и танцующих крестьянок, карету скорой помощи и умирающего человека.

 

На часах  одиннадцать. Мероприятие заканчивается. Зрители благодарят Ольгу Джумайло за лекцию и обсуждение. Героиня, покидая зал, благодарит их в ответ. На ее лице  ни следа усталости и, кажется, что вот-вот она снова сядет в такси и уедет на еще один показ. И это все потому, что она одна из тех, кому действительно нравится то, чем она занимается.

Текст: Дарья Садовская, Эльвина Сергеева

Фото: Владислава Попова