Кафедра рекламы и связей с общественностью является структурным подразделением Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, реализует образовательные программы и является выпускающей кафедрой по следующим направлениям:
– 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», бакалавриат;
– 42.04.02 «Журналистика», магистерская программа «Бренд-коммуникации в рекламе, журналистике и PR», реализуемая совместно с кафедрой теории и практики массовой коммуникации
– 5.9.9 «Медиакоммуникации и журналистика», аспирантура.
На кафедре работают два доктора наук, три кандидата наук, один старший преподаватель.
Сотрудники кафедры

д.экон.н., к.филол.н.,
профессор

1 категории
Стратегический план развития кафедры
На кафедре 257 обучающихся, из них 236 студентов обучается по направлению бакалавриата 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», 18 магистрантов – по программе магистратуры 42.04.02 «Журналистика», магистерская программа «Бренд-коммуникации в рекламе, журналистике и PR», реализуемая совместно с кафедрой теории и практики массовой коммуникации, а также 1 соискатель – по программе аспирантуры 5.9.9 «Журналистика и медиакоммуникации».
Кафедра была сформирована почти 50 лет назад на факультете филологии и журналистики Ростовского государственного университета как особое подразделение, деятельность которого была направлена на языковую подготовку журналистов, развитие их речевых навыков и культуры речи. За эти годы кафедра несколько раз меняла концепцию и стратегию, что отражалось в названиях кафедры: «Кафедра стилистики и литературного редактирования», «Кафедра языка средств массовой информации», «Кафедра языка СМИ и рекламы», «Кафедра речевых коммуникаций и издательского дела», сохраняя общую филологическую направленность в образовательной и научной деятельности. Значительный вклад в развитие филологической науки внесли такие ученые, работавшие на кафедре, как Людмила Алексеевна Введенская, Николай Павлович Колесников, Петр Петрович Червинский, Галина Федоровна Рахимкулова, Лидия Сергеевна Ширина, Александр Владимирович Овруцкий. Научные труды, словари, справочники учебники, монографии, созданные на кафедре, не утратили своей актуальности и по-прежнему востребованы.
После структурной трансформации ЮФУ кафедра начала готовить специалистов по направлению «Реклама и связи с общественностью» и изменила направление своей деятельности под руководством Александра Владимировича Овруцкого. Развитие направления «Реклама и связи с общественностью» на базе кафедры имеет существенные преимущества в виде реализации научно-академического подхода в обучении с опорой на принципы классического университетского образования, качественной языковой подготовки студентов, что важно для будущих специалистов коммуникационной сферы.
Год основания — 1976 г.
Основные направления работы
- теоретико-методологические основы креатива в новых медиа;
- креативные средства и инструменты медиакоммуникаций;
- коммуникационные креативные стратегии в новых медиа;
- коммерческий, социальный и территориальный брендинг;
- продвижение в креативных индустриях;
- медиамаркетинг;
- креативные стратегии в современной социальной рекламе;
- креативные методы стимулирования маркетингово-коммуникационной деятельности;
- нейминг и слоганистика;
- психологические угрозы в рекламе и РR-деятельности, приводящие к деструктивным состояниям эмоциональной сферы личности.
Выдающиеся учёные (с перечнем ключевых трудов)
Людмила Алексеевна Введенская, доктор филологических наук, профессор
Словарь антонимов русского языка, 1971, 1982, 1995, 2002, 200, 2008
Словарь синонимов русского языка, 2002
Современный русский литературный язык, 1976
Культура и искусство речи, 1984, 19956 1996, 1998
Культура и техника речи, 1994
Русское слово, 1983, 1991
Культура речи, 2000, 2003
Русский язык и культура речи, 2001, 2004
Деловая риторика, 2001
Словарь ударений для дикторов радио и телевидения, 2003, 2004
Риторика и культура речи, 2003-2012,
Русский язык, культура речи, деловое общение, 2012-2024
Учебный словарь омонимов. 2011
Русская лексикография, 2007, 2011
Этимология, 2008
Учебный словарь паронимов, 2010
Русский язык и культура речи [Текст]: Учеб. пос. для вузов - Рек УМО - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
Риторика и культура речи [Текст] - Изд. 8-е, доп. и перераб. Рек УМО - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 537 с.
Русский язык и культура речи [Текст]: Учеб. пос. для вузов - Изд.30-е. Рек УМО - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 539с.
Русская лексикография [Текст]: учебное пособие / Л. А. Введенская - Москва: МарТ, 2007. - 352 с.
Школьный орфоэпический словарь русского языка [Текст] / Л. А. Введенская - Москва: МарТ, 2005. - 416 с.
Учебный словарь антонимов русского языка [Текст] / Л. А. Введенская - М.: МарТ, 2005. - 320 с.
Культура речи [Текст]: учебное пособие / Л. А. Введенская - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 379 с.
Учебные словари русского языка [Текст]: учебное пособие / Л. А. Введенская - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 90 с.
Учебный словарь паронимов русского языка [Текст] / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников - М.: МарТ, 2005. - 192 с.
Учебный словарь омонимов русского языка [Текст] / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников - М.: МарТ, 2005. - 256 с.
Русский язык и культура речи [Текст]: [учебное пособие] / Л. В. Введенская, М. Ю. Семенова - Москва: МарТ, 2007. - 416 с.
Что ни звук, то и подарок: рассказы о звучащей речи / Л. А. Введенская - М.: Новая школа, 1996. - 112 с.
Путешествие в удивительный мир слов [Текст] / Л. А. Введенская, М. Ю. Семенова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 280, [1] с.
Деловая риторика [Текст]: учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова - 6-е изд., перераб. - Москва: КноРус, 2016. - 416 с.
Русский язык и культура речи для инженеров [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 379 с.
Культура речи государственного служащего [Текст]: учебно-практическое пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 473 с.
Культура и искусство речи. Современная риторика: учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 576 с.
Словарь антонимов русского языка - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 544 с.
От названий к именам: Словарь - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 544 с.
Современный орфографический словарь русского языка - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 480 с.
Русское произношение и правописание: Слов.-справ. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 608 с.
Николай Павлович Колесников, доктор филологических наук, профессор
Словарь омонимов русского языка - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 671 с.
Слова с удвоенными согласными: Слов.-справ. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 447 с.
Семонимические словари. Ч.1: Словарь паронимов русского языка. Ч.2: Словарь антонимов русского языка / Н. П. Колесников - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 508 с.
Стилистика и литературное редактирование: Учеб. пособие для вузов - М.;Ростов н/Д: МарТ, 2003. - 192 с.
Поле русской брани: Слов. бранных слов / Под ред. Ю. А. Гвоздарева - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 384 с.
Лексико-грамматический словарь русского языка: 1. Словарь несклоняемых слов; 2. Словарь односложных слов (моносиллабов) - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 416 с.
Литературное редактирование: Учеб. пособие для студентов отд-ний и фак. журналистики / РГУ;Отв. ред. Л. А. Введенская - Ростов н/Д: РГУ, 1993. - 104 с.
Петр Петрович Червинский, доктор филологических наук, профессор
Семантический язык фольклорно-поэтической традиции (к определению основ этносемантики) - Дис. ... докт. филол. наук. - Санкт-Петербург, 1992. - 403 с.
64. Русский язык. Введение: Предисловие. Тема 1: Язык: функции, элементы, уровни. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1993. - 31 с. - Соавт.: Л.А. Введенская.
Большой толковый словарь иностранных слов в 3-х тт. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1995: т.1 - 526 с., т.2 - 528 с., т.3 - 492 с. - Соавт. М.А. Надель-Червинская.
Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика. Для школ, лицеев, гимназий. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1995. - 601 с. - Соавт.: М.А. Надель-Червинская.
Wortsemantik unter den Bedingungen der Massenkommunikation // Literatur und Journalistik im historischen Wandel. - Dortmund, 1995. - S. 128-140. - Соавт.: Л.А. Введенская.
ЛОГМАН. Учебный словарь-манипулятор иноязычной лексики (компьютерная программа) // Фонд алгоритмов и программ Научно-исследовательского института Высшего образования Российской Федерации. - М., 1995. - 325 с. - Соавт.: В.И. Камышанский, М.А. Червинская.
Энциклопедический мир Владимира Даля. Книга первая: Птицы. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996: т. 1 - 510 с., т. 2 - 511 с. - Соавт.М.А. Надель-Червинская. [Отв.ред. серии - проф. П.П. Червинский].
Энциклопедический мир Владимира Даля. Книга вторая: Дикие звери. В 2-х тт. -Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. - Т.1 - 544 с., т.2 - 608 с. - Соавт.: М.А. Надель-Червинская. [Отв. ред. - проф. П.П. Червинский]
Энциклопедический мир Владимира Даля. Книга третья: Домашние животные. В 2-х тт. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. - Т. 1 - 542 с., т.2 - 542 с. - Соавт.: М.А. Надель-Червинская. [Отв. ред. - проф. П.П.Червинский]
Учебный словарь иностранных слов // Иностранные слова и словосочетания с ними& В 2-х частях. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. - Т. 2. - С. 3-428. - Соавт.: М.А. Надель-Червинская, А.П. Червинская.
Русское произношение и правописание. Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. - 608 с. - Соавт.: Л.А. Введенская.
Иностранные слова и словосочетания с ними. Вопросы и задания по развитию речи для школ, гимназий, лицеев. Лингвопсихологический словарь-учебник. В 2-х частях. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996: ч. 1 - 478 с., ч. 2 - 507 с. - Соавт.: М.А. Надель-Червинская, А.П. Червинская. [Под общ. ред. М.А. Надель-Червинской]
Иноязычная лексика русского языка. Линвгопсихологический словарь-учебник для школ гуманитарного профиля (с методикой дидактической игры и творческих заданий) - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. - 669 с. - Соавт.: М.А. Надель-Червинская, А.П.Червинская. [Под общ. ред. М.А. Надель-Червинской]
Мой язык и компьютер. Этимологический словарь иноязычной лексики русского языка. Для студентов и школьников. В 2-х частях. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. - Часть 1: Развитие речи и интеллекта - 639 с. - Часть 2: Диалог с машиной - 635 с. - Соавт. М.А. Надель-Червинская. [Под общ. ред. М.А.Надель-Червинской]
Лингвопсихологический учебник здоровья. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. - 639 с. - Соавт.: М.А. Надель-Червинская, А.П. Червинская. [Отв. ред. - проф. П.П. Червинский]
Учебный словарь сочетаемости (А - ноумен) // Иностранные слова и словосочетания с ними& В 2-х частях. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. - Т. 1. - С. 55-281.
133. Список сокращений. Примечания. Термины // Энциклопедический мир Владимира Даля. Книга третья: Домашние животные. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. - Т. 1 - С. 17-22, т. 2 - С. 525-542.
Этимологический словарь иноязычной лексики // Мой язык и компьютер. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. (А-М) - Ч. 1. - С. 9-579; (Н-Я) - Ч. 2, с. 9-498. - Соавт.: М.А. Надель-Червинская.
Теория и практика русской речи. Новые темы в программах для школы и вуза - Ростов-на-Дону, Изд-во "Феникс", 1997. - 480 с. - Соавт.: Л.А. Введенская.
и составлению словаря
Галина Федоровна Рахимкулова, доктор филологических наук, профессор
Языковая игра в прозе Владимира Набокова (к проблеме игрового стиля) //Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2004
Олакрез Нарцисса : Проза Владимира Набокова в зеркале языковой игры / Г. Ф. Рахимкулова ; Г. Ф. Рахимкулова ; Рост. гос. ун-т. – Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2003.
Игровая поэтика и стилистика // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 2000. № 1. С. 5.
Синтаксический сбой в прозе В. Набокова и его игровые функции //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003. № 2 (122). С. 102-105.
Игровой потенциал вставных конструкций в игровых текстах В. Набокова //Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2013. № 3. С. 97-103
Александр Владимирович Овруцкий, доктор философских наук, доцент
Рекламный образ: инструкция по применению. Стиль, представление, культура / А. В. Овруцкий. – Харьков : Общество с ограниченной ответственностью "Институт прикладной психологии "Гуманитарный Центр", 2020. – 164 с. – ISBN 978-617-7758-17-3. – EDN QFRTSD.
Информационная политика как коммуникативный концепт / А. В. Овруцкий // Вопросы теории и практики журналистики. – 2020. – Т. 9, № 2. – С. 307-324. – DOI 10.17150/2308-6203.2020.9(2).307-324. – EDN DLXRNP.
Tools and Metrics for Reputation Assessment in a Digital Environment / A. Ovrutsky, A. Ponomareva, A. Ponomarev, M. Ponomarev // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2020. – Vol. 1114. – P. 16-29. – DOI 10.1007/978-3-030-37737-32. – EDN LDNYXN.
Социальный маркетинг в зеркале экономической социологии / А. В. Овруцкий // Социодинамика. – 2018. – № 7. – С. 32-49. – EDN LWZDVR.
Импульсивное потребление в психологии и экономике: дифференциация подходов и их интеграция в рамках экономической психологии / А. В. Овруцкий // Психолог. – 2018. – № 6. – С. 62-79. – DOI 10.25136/2409-8701.2018.6.27780. – EDN NFVVDG.
Потребительский бунт как предвестник социо-экономического кризиса / А. В. Овруцкий // Социодинамика. – 2017. – № 2. – С. 120-129. – EDN YGAMPH.
К вопросу о прагматике революции / А. В. Овруцкий // Социодинамика. – 2017. – № 7. – С. 8-16. – EDN ZCSJDR.
Дисфункции рекламы и дополнительные направления ее регулирования / Г. К. Овруцкая, А. В. Овруцкий // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2017. – № 4. – С. 171-175. – DOI 10.22394/2079-1690-2017-1-4-171-175. – EDN ZXKIIZ.
Маркетинговый инструментарий развития потенциала региональных потребительских рынков: теория и практика: коллективная монография / Д. Д. Костоглодов, О. Н. Миргородская, И. С. Емельяненко [и др.]. – Москва: Издательство "Перо", 2016. – 165 с. – ISBN 978-5-906883-28-5. – EDN YXBSKC.
Туристические практики: от информации к впечатлениям / А. В. Овруцкий // Сервис в России и за рубежом. – 2016. – Т. 10, № 8(69). – С. 97-104. – DOI 10.22412/1995-042X-10-8-11. – EDN XSMRXB.
Городской стиль в контексте потребления / А. В. Овруцкий // Урбанистика. – 2016. – № 3. – С. 1-10. – DOI 10.7256/2310-8673.2016.3.19561. – EDN XBAUYB.
Провокационный конфликт как технология связей с общественностью / А. В. Овруцкий // Конфликтология / Nota Bene. – 2016. – № 2. – С. 150-157. – EDN XEJTWR.
Психология потребительских аддикций / А. В. Овруцкий // Психолог. – 2016. – № 2. – С. 31-38. – DOI 10.7256/2409-8701.2016.2.18906. – EDN WAZEYJ.
Репутация. Репутационный дискурс. Репутационный ущерб / А. В. Овруцкий // Психолог. – 2016. – № 4. – С. 10-18. – DOI 10.7256/2409-8701.2016.4.19631. – EDN WKCNAR.
Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне : Коллективная монография / Л. С. Деточенко, В. В. Лобко, Н. В. Межерицкая [и др.] ; Под ред. В.О. Пигулевского, А.В. Овруцкого. – 2-е издание, дополненное. – Харьков: Гуманитарный центр, 2015. – 432 с. – ISBN 978-617-7022-47-2. – EDN TBOHJP.
Психологические аспекты рекламного образа / А. В. Овруцкий // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2015. – Т. 12. – С. 51-69. – EDN TYYSPJ.
Разработка логотипа на основе технологии пространственно-временной семантики (ПВС) / А. В. Овруцкий // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2014. – № 14(14). – С. 101-109. – EDN TAGDUL.
Социальная онтология потребления: научные представления, модели, общество потребления: специальность 09.00.11 "Социальная философия" : диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Овруцкий Александр Владимирович. – Ростов-на-Дону, 2012. – 394 с. – EDN QCHWED.
Александра Михайловна Пономарева, доктор экономических наук, профессор
Marketing of Loneliness in the Omnichannel Communication Space of the City. In: Reis, J.L., Peter, M.K., Cayolla, R., Bogdanović, Z. (eds) Marketing and Smart Technologies. Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 280. Springer, Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-16-9272-721
P. 251-263
Easter eggs, или «пасхалки», как инструмент life placement омниканального маркетинга //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2021. № 9 (136). – С. 18-24
Ко-маркетинг территориальных и коммерческих брендов //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. No 3. С. 41–45 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(3):41–45
Academic Freedom for the University as an Intellectual and Creative Organization In: Antipova T. (eds) Comprehensible Science. ICCS 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 186. Springer, Cham. Pp 260-268
Evaluating the Effectiveness of the University as Intellectual and Creative Organization. In: Popkova, E.G., Sergi, B.S. (eds) Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 198. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-69415-964
Территориальный брендинг как составляющая стратегии развития территории
//Наука и образование, хозяйство и экономика. – 2019. - № 9. – С. 31-37
URL: http://www.journal-nio.com/images/2019/9-2019.pdf
Рейтинг брендов территории как инструмент бренд-менеджмента //Государственное и муниципальное управление. – 2019. - № 3. – C.74-78. DOI: 0.22394/2079-1690-2019-1-3-74-78
Sharing-экономика и совместное потребление на основе digital-технологий: монография //Глобальные вызовы, новые риски и приоритеты экономических систем: монография в 2-х т. – Ростов-на-Дону, Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. Т.1 – 338 с. – С. 179-189.
Musical Mega-event as an Instrument of Area Branding in the Digitization Era In: Popkova E., Sergi B. (eds) Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 87. Springer, Cham. - p.125-132
Tools and Metrics for Reputation Assessment in a Digital Environment In: Antipova T., Rocha Á. (eds) Digital Science 2019. DSIC 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 1114. Springer, Cham. pp 16-29
Creative Tools for Interaction of Brands with Consumers on the Digital Technologies Basis. In: Antipova T., Rocha A. (eds) Digital Science. DSIC18 2018. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 850. Springer, Cham pp 40-47
//https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-02351-56
Ситуативный маркетинг как креативный инструмент маркетинговых коммуникаций //Маркетинг в России и за рубежом. – 2018. - № 2 (124).- С.58-65
Креативные приемы в рекламе музыкальных событий //Проблемы музыкальной науки (Music Scholarship).. – 2017. - № 3.– С. 38-44.
Семиотические средства проектирования рекламного образа в системе маркетингово-коммуникационного креатива //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. - № 11 (90). – С.44-47
Нейминг как составляющая брендинга //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. - № 9 (79). – С.38-43
Интегрированные интерактивные off-on-line коммуникации на рынке digital-маркетинга в Интернет-экономике //Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. – 2015. - № 1. – С. 58-64
Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне: коллективная монография. - 2-е изд., доп. / под ред. А.В. Овруцкого, В.О. Пигулевского – Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2015. – 432 с.
Слоган: словарь, исследования, технологии (монография, словарь) Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2006. – 720 с.
Основы рекламной деятельности: организация, планирование, оценка эффективности: учебно-методическое пособие /А.М.Пономарева. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. – 192 с.
Креативные средства и инструменты коммуникационного маркетинга: Учебное пособие. Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области Торгового дела в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 38.04.06 "Торговое дело" (квалификация (степень) "магистр")— Ростов-на-Дону: Мини Тайп, 2015. — 247 с.
Коммуникационный маркетинг: креативные средства и инструменты. Учебное пособие. Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области Торгового дела в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 38.04.06 "Торговое дело" (квалификация (степень) "магистр"). - М: РИОР, Инфра-М, 2022. – 247 С.
Креатив и копирайтинг в коммуникационном маркетинге: учебник [ Электронный ресурс] / А. М. Пономарева. — М. : РИОР : ИНФРА- М, 2017. — 284 с.
Креатив и копирайтинг: учебник /А.М. Пономарева. – 2–е изд., испр. и доп. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2018. – 268 с. (16,75 п.л)
Список заведующих за всю историю кафедры
- Людмила Алексеевна Введенская, 1976 – 1989
- Лидия Сергеевна Ширина, 1989 – 1994
- Петр Петрович Червинский, 1994 – 1998
- Галина Федоровна Рахимкулова, 1999 – 2012
- Александр Владимирович Овруцкий, 2013 – 2023
- Александра Михайловна Пономарева, 2023 – по настоящее время
Миссия кафедры – формирование нового поколения высококвалифицированных кадров в области социально-политических и бизнес-коммуникаций, компетенции которых соответствуют потребностям рынка труда, социально-экономической структуре социума и современному уровню развития науки и технологий, креативная и организационная энергия которого способна трансформировать коммуникационное пространство общества, сформировать благоприятную коммуникационную среду для взаимодействия бизнеса, государства, гражданского общества и потребителей.
Позиционирование кафедры – эксперт в области формирования креативного и социально-профессионального капитала личности студента, преподавателя, сотрудника, организации на основе гармоничного сочетания классического университетского образования и современных digital-технологий обучения и социально-профессионального нетворкинга.
Ценности кафедры – академические свободы, творчество, научная добросовестность, репутация, уважение к личности, научно-академическая активность и мобильность, самоуправление.
Концепция кафедры включает такие элементы, как креативность, социальная и экологическая ответственность.
Кафедра рекламы и связей общественностью с целью организации мастер-классов, всех видов производственной практики сотрудничает со следующими предприятиями: ООО «Интермедиа» (Рекламное агентство полного цикла), ООО «Фейском» (Рекламное агентство полного цикла), ООО «Панда-Диджитал» (Рекламное агентство), ООО «АГТ-Юг» (Коммуникационное агентство), ООО УК «Рест-профи» (Управляющая компания сети ресторанов «Пить кофе», «Mama Donna»), Ростовский академический театр им. М.Горького, Ростовская государственная филармония, ООО «ГамбитМедиа» (маркетинговое агентство), ООО «Выставка на носу», Государственный музей-заповедник «Шолохов-Центр», ООО «Инфоцентр» (отдел SMM), Южный федеральный университет (структурные подразделения, приёмная комиссия ИФЖиМКК), ЗАО «Бастион» (отдел маркетинга, HR-департамент), ООО «Интернет-компания «Юг» (рекламное агентство), Lam-group, (Коммуникационное агентство), Riz-media (SMM-агентство).
- Формирование и развитие концепции кафедры как креативного подразделения ИФЖиМКК, готовящего специалистов в области рекламы и связей с общественностью, реализующего принципы академических свобод, социальной и экологической ответственности и проектного подхода в научно-образовательном процессе в условиях диджитализации коммуникационной сферы.
- Развитие креативного потенциала студентов, преподавателей кафедры рекламы и связей с общественностью на основе проектной деятельности, создание креативного пространства ИФЖиМКК как организации; формирование креативного класса региона и развитие региональной креативной экономики на основе проектного подхода.
- Развитие самоуправления, академических свобод с опорой на демократические принципы в университетской среде, поддержание и развитие репутации кафедры, института, университета как креативно-инновационного центра передовой науки, образования, культуры, средоточия интеллектуально-творческой элиты, формирующего и развивающего интеллектуальный, научный, творческий потенциал общества.
- Проектное обеспечение продвижения имиджа ИФЖиМКК и ЮФУ.
- Консолидация профессионалов в области социальных, политических и бизнес-коммуникаций, развитие интеллектуального, научного, творческого потенциала профессионального сообщества, обучение нового поколения профессионалов и обеспечение рынка труда подготовленными специалистами, трудовыми ресурсами; реализация партнерских отношений с другими вузами, готовящими специалистов по направлению «Реклама и связи с общественностью», развитие отношений с вузами-партнерами – отечественными и зарубежными – в области образовательной, научной и общественной деятельности.
– теоретико-методологические основы креатива в новых медиа;
– креативные средства и инструменты медиакоммуникаций;
– коммуникационные креативные стратегии в новых медиа;
– коммерческий, социальный и территориальный брендинг;
– продвижение в творческих индустриях;
– продвижение в социальной сфере;
– медиамаркетинг;
– креативные стратегии в современной социальной рекламе;
– нейминг как составляющая брендинга;
– психологические угрозы в рекламе и РR-деятельности, приводящие к деструктивным состояниям эмоциональной сферы личности.
Публикации, индексируемые в международных базах данных:
Ponomareva, A., Ponomarev, M. (2022). Marketing of Loneliness in the Omnichannel Communication Space of the City (перевод: Маркетинг одиночества в омниканальном коммуникационном пространстве города). In: Reis, J.L., Peter, M.K., Cayolla, R., Bogdanović, Z. (eds) Marketing and Smart Technologies. Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 280. Springer, Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-16-9272-721 P. 251–263
Ponomareva A., Ponomarev M. (2021) Academic Freedom for the University as an Intellectual and Creative Organization (перевод: Академические свободы в университете как интеллектуально-креативной организации). In: Antipova T. (eds) Comprehensible Science. ICCS 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 186. Springer, Cham. Pp 260–268
Ponomareva, A.M., Zhumanova, M.H., Kolchugina, T.A., Solovieva, I.V., Puchkova, E.E. (2021). Evaluating the Effectiveness of the University as Intellectual and Creative Organization (перевод: Оценка эффективности университета как интеллектуально-креативной организации). In: Popkova, E.G., Sergi, B.S. (eds) Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 198. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-69415-964
Ponomareva A.M., Tkachenko A.A. (2020) Musical Mega-event as an Instrument of Area Branding in the Digitization Era (перевод Мегасобятия как инструмент территориального брендинга в эпоху цифровизации). In: Popkova E., Sergi B. (eds) Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 87. Springer, Cham. – p.125-132
Ovrutsky A., Ponomareva A., Ponomarev A., Ponomarev M. (2020) Tools and Metrics for Reputation Assessment in a Digital Environment (перевод: Инструменты и метрики оценки репутации в цифровой среде). In: Antipova T., Rocha Á. (eds) Digital Science 2019. DSIC 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 1114. Springer, Cham. pp 16-29
Ponomareva A., Ponomarev M., Ponomarev A. (2019) Creative Tools for Interaction of Brands with Consumers on the Digital Technologies Basis (перевод: Креативные инструменты взаимодействия брендов с потребителями с использованием digital-инструментов). In: Antipova T., Rocha A. (eds) Digital Science. DSIC18 2018. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 850. Springer, Cham pp 40–47
//https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-02351-56
Крылова А.В. Пономарева А.М. Креативные приемы в рекламе музыкальных событий //Проблемы музыкальной науки (Music Scholarship). – 2017. – № 3.– С. 38–44.
Публикации в изданиях, рекомендуемых ВАК
Пономарева А.М., Пономарев М.А. Easter eggs, или «пасхалки», как инструмент life placement омниканального маркетинга //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2021. № 9 (136). – С. 18–24
Пономарева А.М., Пономарев М.А. Ко-маркетинг территориальных и коммерческих брендов //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. No 3. С. 41–45 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(3):41–45
Пономарева А.М., Пономарев М.А. Музыкальный фестиваль как инструмент продвижения территориального бренда //Государственное и муниципальное управление. – 2020. – № 4. – С. 61–64
Пономарева А.М., Пономарев М.А. Территориальный брендинг как составляющая стратегии развития территории
//Наука и образование, хозяйство и экономика. – 2019. – № 9. – С. 31–37
URL: http://www.journal-nio.com/images/2019/9-2019.pdf
Пономарева А.М., Пономарев А. Рейтинг брендов территории как инструмент бренд-менеджмента //Государственное и муниципальное управление. – 2019. – № 3. – C.74–78. DOI: 0.22394/2079-1690-2019-1-3-74-78
Пономарева А.М. Ситуативный маркетинг как креативный инструмент маркетинговых коммуникаций //Маркетинг в России и за рубежом. – 2018. – № 2 (124). – С.58–65
Пономарева А.М. Семиотические средства проектирования рекламного образа в системе маркетингово-коммуникационного креатива //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. – № 11 (90). – С.44–47
Пономарева А.М. Нейминг как составляющая брендинга //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. – № 9 (79). – С.38–43
Кузнецов А.В. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ВЫСТРАИВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Caucasian Science Bridge. 2020. Т. 3. № 3 (9). С. 38–42.
Публикации, индексируемые в базе данных РИНЦ
Пономарева А.М., Ситуативный маркетинг как инновационно-креативный инструмент продвижения // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы. Ученые записки. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2017. – С.62–67.
Шевцова О.Н. Интерес русского общества к истории и его стремление к самоидентификации на рубеже XVIII-XIX вв. – Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: материалы Шестой Международной научно-практической конференции (13-14 сентября 2018 г.): в 2 ч. – Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2018. – Ч. 2. – С. 185–191.
Шевцова О.Н., Шевцова П.А. Особенности использования социальной сети «Инстаграм» для размещения социальной рекламы. – Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: материалы Шестой Международной научно-практической конференции (13–14 сентября 2018 г.): в 2 ч. – Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2018. – Ч. 2. – С. 130–134.
Шевцова О.Н. Черный юмор в рекламе. – Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: материалы Седьмой Международной научно-практической конференции (12–13 сентября 2019 г.): в 2 ч. – Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2019. – Ч. 2. – С. 198–203.
Шевцова О.Н. Литературные сюжеты в рекламе. – Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: материалы Восьмой Международной научно-практической конференции (17–18 сентября 2020 г.). – Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2020. – С. 281–285.
Шевцова О.Н. Прецедентные тексты в рекламном сообщении. – Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: материалы Девятой Международной научно-практической конференции (26 октября 2021 г.). – Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2021. – С. 208–215.
Шевцова О.Н. Язык исторических трудов донских авторов Е.Н. Кательникова и В.Д. Сухорукова. – Казачество на службе отечеству: Материалы Международной научно-практической конференции г. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 28 ноября 2022 г. – Ростов-на-Дону – Таганрог, Издательство ЮФУ, 2022 г. – С. 331–336.
Кузнецов А.В. ИСТОРИЯ РОСТОВСКОГО ЖУРНАЛЬНОГО РОК-САМИЗДАТА 1980–1990-Х ГОДОВ
В сборнике: Региональная журналистика: культурные коды, пространство смыслов, полиэтнический дискурс. Материалы I Всероссийской конференции. Отв. реакторы А.Г. Беспалова, К.Р. Нигматуллина, Е.В. Ширина. Ростов-на-Дону – Таганрог, 2022. С. 125–127.
Кузнецов А.В. КОНТРКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ТЮМЕНИ 1980–1990-Х ГОДОВ
Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2022. № 22. С. 178–182.
Кузнецов А.В. КОНТРКУЛЬТУРА КАК ПРОСТРАНСТВО МИФОТВОРЧЕСТВА
В сборнике: Миф в истории, политике, культуре. Сборник трудов V Международной научной междисциплинарной конференции. Севастополь, 2021. С. 137–141.
Кузнецов А.В. «БОЛЬШАЯ ТЮМЕНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» МИРОСЛАВА НЕМИРОВА: ОПЫТ МЕДИЙНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
В сборнике: Двенадцатые Макушинские чтения. Материалы международной научной конференции. Новосибирск — Тюмень, 2021. С. 333–340.
Кузнецов А.В. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ (К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ)
В сборнике: MEDIA Образование: медиавключенность vs медиаизоляция. Материалы VI Международной научной конференции. Челябинск, 2021. С. 219–224.
Кузнецов А.В. КОНТРКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОМСКА 1980–1990-Х ГОДОВ
Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2021. № 21. С. 137–140.
Кузнецов А.В. ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ, КАК ФОРМАТ МОЛОДЕЖНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНОСИБИРСКОЙ КОНТРКУЛЬТУРЫ 1980–1990-Х ГОДОВ)
В сборнике: Социальные трансформации в контексте пространственного развития России. Материалы Второго Крымского социологического форума. 2020. С. 400–405.
Кузнецов А.В. КОНТРКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА НОВОСИБИРСКА 1980–1990-Х ГОДОВ
Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2020. № 20. С. 15–21.
Монографии
Пономарева А.М., Теоретико-методические подходы к решению проблем и противоречий в сфере университетского образования //Медиация в России: состояние, тенденции, проблемы развития: коллективная монография / руководитель авторского коллектива и ответственный редактор С. А. Дюжиков; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. – 260 с/ С.164–173
Пономарева А.М. Ситуативный маркетинг как коммуникационный инструмент корона-маркетинга //Маркетинг в цифровой экономике: теория и практика: коллективная монография под ред. д.э.н., доцента В.А. Бондаренко. – М., 2020. – 247 с./С.90–101
ISBN 978-5-00171-314-2
Пономарева А.М. Sharing-экономика и совместное потребление на основе digital-технологий: монография //Глобальные вызовы, новые риски и приоритеты экономических систем: монография в 2-х т. – Ростов-на-Дону, Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. Т.1 – 338 с. – С. 179–189.
Пономарева А.М. Ценностно-мотивационные приоритеты слоганов как константы бренда: монография //Цифровая трансформация экономики России: траектория развития: монография. Н.Г. Кузнецов и др.; под ред. д.э.н., проф. Н.Г. Кузнецова, д.э.н., проф. Н.Г. Вовченко.– Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. – 319 с./С. 115–126
Шевцова О.Н. Язык русского научного исторического дискурса конца XVIII – первой половины XIX вв. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Издательство ЮФУ, 2020. – 233 с.
Учебники и учебные пособия
Пономарева А.М. Креативные средства и инструменты коммуникационного маркетинга: Учебное пособие. Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области Торгового дела в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 38.04.06 "Торговое дело" (квалификация (степень) "магистр")– Ростов-на-Дону: Мини Тайп, 2015. – 247 с.
Пономарева А.М. Коммуникационный маркетинг: креативные средства и инструменты. Учебное пособие. Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области Торгового дела в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 38.04.06 "Торговое дело" (квалификация (степень) "магистр"). – М: РИОР, Инфра-М, 2016. – 247 С.
Пономарева А.М. Креатив и копирайтинг в коммуникационном маркетинге: учебник [Электронный ресурс] / А. М. Пономарева. – М.: РИОР: ИНФРА– М, 2017. – 284 с.
Пономарева А.М. Креатив и копирайтинг: учебник /А.М. Пономарева. – 2–е изд., испр. и доп. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2018. – 268 с. (16,75 п.л.)
Пономарева А.М. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА //глава в кн.: КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: учебник /Под ред. Г.Л. Акопова. – СПб: Питер, 2020. – 304 с.
Контакты
г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, ауд. 41