Кафедра работает на направлениях подготовки «Педагогическое образование», «Филология» и «Лингвистика», а также в других структурных подразделениях ЮФУ.
На кафедре реализуются 2 ОПОП бакалавриата (44.03.05 – «Педагогическое образование»: «Русский язык и иностранный язык», «Русский язык и литература»), а также программы магистерской подготовки «Методика преподавания русского языка, литературы и русского языка как иностранного (неродного)» (44.04.01 – «Педагогическое образование»), «Юридическая лингвистика и безопасная коммуникация» (45.04.01 – «Филология»). Кафедра участвует в реализации других программ магистерской подготовки.
На кафедре работает 15 человек. Из них: 2 профессора (доктора наук), 11 доцентов (кандидатов наук), 1 ст. преподаватель, 1 преподаватель.
Сотрудники кафедры
Стратегический план развития кафедры
Кафедра русского языка была образована в 1930 г. во вновь созданном Ростовском-на-Дону государственном педагогическом институте. В настоящее время кафедра носит название «Кафедра теории языка и русского языка».
Выдающиеся учёные кафедры
Галина Васильевна Валимова (1911–1987)
Выдающийся ученый и педагог. Член диссовета при РГУ. Член методической комиссии при Министерстве просвещения РФ.
Главные научные труды:
- Функциональные типы предложений в современном русском языке. Ростов н/Д, 1967. 331с.
- Формирование диалектико-материалистического мировоззрения студентов при изучении современного русского литературного языка // Русский язык в школе. 1982. № 5.
- Вопросительное предложение // Русский язык: Энциклопедия. М., 1983.
Владимир Леонидович Архангельский (1915–1977)
Ученый-теоретик, стоявший у истоков развития отечественной фразеологии. С 1954 по 1964 год работал на кафедре русского языка РГПИ. Благодаря научным трудам В.Л. Архангельского и его учеников (Ю.А. Гвоздарёва, В.Н. Телия и др.) Ростов-на-Дону стал в шестидесятые годы одним из самых авторитетных центров фразеологической науки.
Главные научные труды:
- Устойчивые фразы в современном русском языке. Основы теории устойчивых фраз и проблемы общей фразеологии. Ростов н/Д, 1964.
- Семантика фраземного знака // Проблемы русской фразеологии. Тула, 1968.
- О задачах, объектах и разделах русской фразеологии как лингвистической дисциплины // Проблемы устойчивости вариативности ФЕ. Тула, 1972.
Вероника Николаевна Телия
С 1963 г. по 2011 г. проф. Института языкознания РАН, основатель Московской фразеологической школы.
Елена Иннокентьевна Диброва (1928–2014)
Известный ученый-лингвист, шолоховед. С 1985 зав. кафедрой русского языка МГГУ им. М.А. Шолохова.
Главные научные труды:
- Словарь русских донских говоров. В 3-х томах. Ростов н/Д: РГУ, 1975-1976.
- Словарь языка Михаила Шолохова. М.: Азбуковник, 2005 (автор, руководитель проекта).
- Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. М.: Просвещение, 2006.
Валентин Прокофьевич Малащенко (1924–2014)
Известный ученый-лингвист, автор теории детерминации предложения, признанной в отечественном и зарубежном языкознании. Фронтовик.
Галина Фёдоровна Гаврилова (1930 г.р.)
Известный ученый-лингвист, автор теории усложнённого сложного предложения, признанной в отечественном и зарубежном языкознании.
Заведующие кафедрой
1930–1936 — кафедра русского языка и литературы — доцент А.В. Васильев.
1936–1937 — кафедра русского языка — доцент О.П. Егоров.
1937–1945 — профессор Георгий Петрович Сердюченко.
1945–1985 — д.филол.н., проф. Галина Васильевна Валимова.
1985–1988 — д.филол.н., проф. Валентин Прокофьевич Малащенко.
1988–1999 — д.филол.н., проф. Галина Фёдоровна Гаврилова.
1999–2001 — д.филол.н., проф. Людмила Александровна Брусенская.
С 2001 г. — кафедра русского языка / кафедра теории языка и русского языка — д. филол. н., проф. Вадим Юрьевич Меликян.
Кафедра работает на направлениях подготовки «Педагогическое образование», «Филология» и «Лингвистика», а также в других структурных подразделениях ЮФУ.
На кафедре реализуются два основных образовательных программы бакалавриата (44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и иностранный язык», «Русский язык и литература»), а также программы магистерской подготовки «Методика преподавания русского языка, литературы и русского языка как иностранного (неродного)» (44.04.01 – Педагогическое образование), «Юридическая лингвистика и безопасная коммуникация» (45.04.01 – Филология).
Кафедра ведёт дисциплины в рамках модуля университетской академической мобильности:
- Педагогическая риторика (бак., маг.)
- Речевое воздействие и речевая манипуляция (бак.),
- Речевые технологии вовлечения в деструктивные социальные практики (бак., маг.),
- Лингвистическая экспертиза (маг.),
- Лингвокриминалистика (маг.),
- Основы педагогической риторики и речевой коммуникации (маг.).
Кафедра реализует образовательные программы дополнительного образования:
- Лингвистическая экспертиза (108 часов).
- Актуальные проблемы методики преподавания русского языка, литературы и русского языка как иностранного (неродного) (для учителей и преподавателей, 108 часов).
- Методика подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку (для учителей и преподавателей, 108 / 36 часов).
- Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (для учащихся, 264 ч., 120 ч.).
- Подготовка к олимпиадам и конкурсам по русскому языку (для учащихся, 216 ч.).
- Школа юного филолога (для учащихся, 216 ч.).
Основные научные направления, реализуемые на кафедре.
1. Синтаксическая фразеология (рук. проф. В.Ю. Меликян).
Разработаны основы системной теории синтаксической фразеологии: защищено более 20 кандидатских и докторских диссертаций, изданы монографии и УП.
Основные публикации:
Меликян В.Ю., Меликян А.В., Дзюбенко А.И. Syntactic phraseological units. Syntactic phraseology. Phraseological subsystem of language // Zeitschrift fur Slawistik. 2017. № 62 (1). Р. 1-25. DOI 10.1515/slaw-2017-0002. (Scopus)
Меликян В.Ю. Феномен синтаксической семиоимпликации // Studia z Filologii Polskiej i Slowianskiej. 2018. Вып.53. С. 348-368. DOI: 10.11649/sfps.2018.021. (Scopus)
Меликян В.Ю., Меликян А.В., Посиделова В.В. Фразеосхема как особый формат языкового знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 3. С. 43-55. DOI: 10.20916/1812-3228-2020-3-43-55. (Scopus)
Меликян В.Ю. Фразеосинтаксические схемы «Хорош + N1!1» и «Хорош + N1!2» в современном русском языке // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. №.67. С. 129-153. DOI: 10.17223/19986645/67/7. (Scopus)
Меликян В.Ю., Меликян А.В., Посиделова В.В. Грамматика конструкций vs синтаксическая фразеология // Вопросы когнитивной лингвистики. 2021. № 2. С. 46-64. DOI: 10.20916/1812-3228-2021-2-46-64. (Scopus)
Меликян В.Ю. Словарь фразеосхем русского языка. [Электронный ресурс]. М.: Флинта: Наука, 2025.
2. Юридическая лингвистика (рук. проф. В.Ю. Меликян, доц. Л.М. Месропян, преп. В.Б. Юхнова).
Проведено 11 Всероссийских научно-практических конференций «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия» и опубликованы научные исследования по проблемам противодействия экстремизму, фейковым сообщениям, провокациям и подстрекательству, коммуникативному давлению, использованию инвективной лексики, оскорблению религиозных чувств верующих, речевой агрессии; скрытым технологиям информационных войн, вопросам экологии языка.
Разработан учебный онлайн-курс по противодействию деструктивным социальным практикам «Основы безопасного общения в сети» (https://moodle.sfedu.ru/course/view.php?id=19; автор – доц. Л.М. Месропян).
Участие на регулярной основе в работе Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ при ФГБОУ ВО «МПГУ».
Разработаны и размещены в сети Интернет видеоролики антиэкстремистской профилактической направленности: «Этнический экстремизм» http://lingvo-sud-expert.ru/video/item/5; «Политический экстремизм» http://lingvo-sud-expert.ru/video/item/4; «Религиозный экстремизм» http://lingvo-sud-expert.ru/video/item/3; «Информационный экстремизм» http://lingvo-sud-expert.ru/video/item/2 (автор – доц. Л.М. Месропян).
Основные публикации:
Меликян В.Ю. Актуальные технологии современного экстремистского дискурса // Мат-лы XI-й Всероссийской научно-практической конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия» (15 ноября 2021 г.). Ростов н/Д: Дониздат, 2021. С. 11 – 36.
Меликян В.Ю., Трофимова В.А. Коммуникативное давление в системе видов речевого воздействия // Мат-лы Международной научной конференции «Фундаментальная лингвистика и проблемы судебной экспертизы: социальные сети как объект научного и экспертного анализа». М., 2022. С. 92-103.
Меликян В.Ю. Когнитивная интерпретация феномена «фейк» в аспекте лингвистической экспертизы // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Владикавказ, 2022. №3. С. 131-141. DOI: 10.29025/2079-6021-2022-3-131-141.
3. Грамматика динамических трансформаций языка (рук. проф. В.Ю. Меликян).
Исследуются когнитивные аспекты синтаксических фразеологических единиц, процессы грамматикализации и фразеологизации (идиоматизации) языковых единиц и пр.
Основные публикации:
Меликян В.Ю., Меликян А.В. Предпосылки, пути, способы и механизм грамматикализации синтаксических конструкций // Вопросы когнитивной лингвистики. 2023. № 3. С. 85-105. DOI: 10.20916/1812-3228-2023-3-85-105. (Scopus)
Меликян В.Ю., Меликян А.В. Грамматика динамических трансформаций языка // Вопросы когнитивной лингвистики. 2024. № 2. С. 80-92. DOI: 10.20916/1812-3228-2024-2-80-92. (Scopus)
Меликян В.Ю. Динамическая спиралеобразная модель развития языка (на основе процессов грамматикализации) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2025. № 1. С. 36-51. DOI: 10.20916/1812-3228-2025-1-36-5.1. (Scopus)
Меликян В.Ю. Грамматикализация синтаксических конструкций. [Электронный ресурс]: Монография / Меликян В.Ю., Меликян А.В., Посиделова В.В.; под науч. ред. В.Ю. Меликяна. М.: Флинта-Наука, 2025. 13,7 п.л.
4. Функционально-коммуникативные и когнитивные характеристики дискурса (рук. проф. И.А. Кудряшов).
Основные публикации:
Kudryashov I., Kovtunenko I., Bak H., Narushevitch. A Contextual Veriability of responsive utterances in blog interaction compared to face-to-face communication // Media Education. 2023. № 1. P. 51-60. DOI: 10.13187/me.2023.1.51.
Кудряшов И.А., Ковтуненко И.В., Соболева Ю.С. Хронотоп антиутопического города: энтропия мысли, социальной активности и исторического времени // Гуманитарий Юга России. 2023. Т. 12. № 5. С. 70-86. DOI: 10.18522/2227-8656.2023.5.5.
Кунавин Б.В., Кудряшов И.А., Ковтуненко И.В. Лингвокультурные характеристики синтаксических конструкций в художественном тексте: сопоставительный аспект. – Владикавказ: МАВР, 2023. 188 с. Электронное размещение: https://elibrary.ru/item.asp?id=55055515
Кудряшов И.А., Постевая Е.В., Тамерьян Т.Ю. Когнитивно-прагматическое моделирование достоверной информации в репортажном суждении: интродуктивные предикаты, эвиденциальность, эпистемическая модальность. Владикавказ: Издательский дом Мавраевъ, 2023. 190 с. Электронное размещение: https://elibrary.ru/item.asp?id =54985962
Кудряшов И.А., Рябко О.П., Григорьева Н.О. Образ ненадежного рассказчика и его прагматические эффекты в романе В.В. Набокова «Бледный огонь» // Научный диалог. 2024. № 13 (10).
Кудряшов И.А., Аглеева З.Р. Иронический прагматический эффект в русскоязычном диалогическом общении // Филология и культура. Philology and Culture. 2024. № 4 (78). С. 7-13.
5. Актуальные вопросы преподавания русского языка в средней школе (рук. доц. О.С. Андреева, доц. О.С. Бородина).
Основные публикации:
Андреева О.С. Реализация эффективных стратегий формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2020. 100 с.
Андреева О.С. ЕГЭ по русскому языку: как научиться писать сочинение (шпаргалка по изящной словесности). Методическое пособие. М.: ФЛИНТА, 2024. 156 с.
Андреева О.С. Эффективные стратегии анализа и интерпретации комического произведения на уроках русского языка и литературы в старшей школе (на примере стихотворения Саши Черного «Обстановочка») // Известия Волгоградского педагогического университета». Педагогические науки. Филологические науки. 2024. №8 (191). С.118-127.
Андреева О.С. Интерпретационная деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы в 11 классе как основа подготовки к государственной итоговой аттестации (итоговое сочинение) // Педагогика. Вопросы теории и практики. Издательство «Грамота». 2024. Том 9, выпуск 8. С. 803-811.
Андреева О.С. Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы – основа достижения метапредметных результатов школьников // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. Ростов н/Д. 2024. Т.28. № 4. С. 176-186.
6. Концепция внедрения смешанной модели обучения, подразумевающей совмещение элементов традиционной и виртуальной моделей преподавания РКИ (рук. доц. И.В. Нефедов).
Основные публикации:
Нефедов И.В., Пантелеев А.Ф. Усвоение фонетики русского языка как основа аккультурации китайских студентов // Научная мысль Кавказа. 2023. №2 (114). С. 77-84. DOI 10.18522/2072-0181-2023-114-77-84.
Мареев В.И., Нефедов И.В., Пантелеев А.Ф. Онлайн-карты как средство интенсификации процесса обучения студентов русскому языку как иностранному (на примере темы «Глаголы движения») // Мир университетской науки. Культура. Образование. 2023. №4. С. 97-107.
Нефедов И.В., Пантелеев А.Ф., Ши А.В. Мы говорим по-русски. Учебное пособие. М.: ООО «Издательский центр «РИОР», 2023. 140 с.
Нефедов И.В., Пантелеев А.Ф., Попова К.А. Сетевая интерактивная рабочая тетрадь как виртуальное средство технологии «перевёрнутый класс»: интенсификация процесса обучения РКИ на начальном этапе // Известия ЮФУ. Филологические науки. 2024. №3. С. 158-173.
Нефедов И.В. Учебная экскурсия как средство формирования лингвокультурологической компетенции в курсе РКИ: трудности подготовки и специфика проведения // Мир университетской науки. Культура. Образование. 2024. №2. С. 60-68.
ППС кафедры входит в состав диссертационного совета ЮФУ по специальности 5.9.8. «Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика»: В.Ю. Меликян (зам. председателя диссовета), И.А. Кудряшов (член диссовета).
На кафедре осуществляется подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру.
ППС кафедры входит в состав редколлегий различных научных журналов, в том числе из списка ВАК РФ:
- «Известия ЮФУ. Филологические науки»,
- «Вестник ПГЛУ» (г. Пятигорск),
- «Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики» (г. Владикавказ).
На базе кафедры действует созданная совместно с организациями-партнёрами «Лаборатория русского языка и методики преподавания». Руководитель – Горбунова Юлия Сергеевна, канд. филол. наук, доцент кафедры теории языка и русского языка ИФЖ и МКК ЮФУ.
Инновационная опытно-экспериментальная лаборатория дидактики – это учебно-научный проект, разрабатываемый и реализуемый Институтом филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ и образовательными и научными учреждениями (гимназиями, школами, лицеями и т.п.) города Ростова-на-Дону и области. Её появление обусловлено новыми требованиями к педагогическому образованию, сформулированными в проекте «Концепции поддержки развития педагогического образования».
Лаборатория создана для реализации основных целей педагогического образования в Ростовской области: осуществления учебно-воспитательной, опытно-поисковой, экспериментальной, научно-методической и проектно-исследовательской деятельности.
К работе лаборатории привлечены ведущие школьные специалисты русского языка и методисты города, в основном практикующие учителя – бывшие аспиранты кафедры теории языка и русского языка ИФЖиМКК, а также сотрудники министерства общего и профессионального образования Ростовской области и городского отдела образования.
На базе кафедры функционирует «Ассоциация лингвистов-экспертов Юга России», которая учреждена на базе ЮФУ в 2011 году. Опыт работы её специалистов в данной сфере составляет более 30 лет.
АЛЭЮР представляет собой объединение квалифицированных экспертов ЮФО и других регионов России.
Руководитель АЛЭЮР - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории языка и русского языка Института филологии, журналистики и межкультурной колммуникации Южного федерального университета Меликян Вадим Юрьевич.
Все сотрудники и действительные члены АЛЭЮР являются ведущими специалистами в области филологии, имеют ученую степень доктора или кандидата филологических наук, некоторые из них – по два высших образования.
АЛЭЮР осуществляет деятельность по различным направлениям на стыке языка и права:
♦ проводит лингвистическую экспертизу любых текстов и дискурсов различной целевой направленности (тексты нормативно-правовых актов, договоры, авторские произведения, публикации в СМИ и Интернете, рекламная продукция, слоганы, товарные знаки, коммерческие наименования и т.д.),
♦ помогает решать конфликты, связанные с защитой чести, достоинства и деловой репутации, с разжиганием межнациональной и религиозной розни,
♦ осуществляет филологическое обеспечение (консультирование и мониторинг) правовой деятельности государственных и негосударственных организаций и учреждений (публичная политика, законотворческая и правоприменительная деятельность, СМИ, реклама, PR, патентоведение, брендинг и т.д.),
♦ обеспечивает защиту от речевой агрессии (оскорбление, манипуляция, фейк и др.),
АЛЭЮР проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия» (сборники материалов конференции размещены в РИНЦ).
При кафедре функционирует Центр образования по русскому языку для учащихся общеобразовательных учреждений.
Руководитель – Меликян Вадим Юрьевич, зав. кафедрой.
Центр занимается реализацией основных целей педагогического образования в Ростовской области и других регионах, а также осуществляет учебно-воспитательную, опытно-поисковую, экспериментальную, научно-методическую и проектно-исследовательскую деятельность.
Структура Центра (учебно-научные проекты):
- курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ (подготовка, консультирование, тестирование и пр.) – дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»,
- курсы по подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня по русскому языку – дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка к олимпиадам и конкурсам по русскому языку»,
- Школа юного филолога – дополнительная общеобразовательная программа «Школа юного филолога».
На кафедре функционируют два студенческих научных общества:
- «Актуальные проблемы лингвистической экспертизы» (руководитель проф. В.Ю. Меликян),
- «Искусство слова» (руководитель доц. С.С. Изюмская).
Межвузовское студенческое объединение «Искусство слова» объединяет студентов различных курсов и факультетов ЮФУ, представителей других вузов, учащихся школ ЮФО, которым не безразлична судьба великого и могучего русского языка, а, следовательно, и судьба России. Среди активных участников представители Лицея ЮФУ, АНО «Грамматика» г. Ростова-на-Дону, МБОУ Аксайского района Большелогской средней общеобразовательной школы, ГБПОРО «РОУОР» (Училище Олимпийского резерва), МБОУ школы №68, Гимназии №34 имени Д.М. Чумаченко, МБОУ «Лицея 102», МАОУ «Школы 53 им. Б.Н. Слюсаря», литературно-музыкального клуба «ТВЭЛ» (творческая элита), школы № 5, Ростовского строительного колледжа, Таганрогского музыкального колледжа.
Представители данного объединения участвуют в различных Поэтических вечерах, Ораторских конкурсах, театральных постановках, проявляя творческий потенциал, пропагандируют чистоту и красоту великого русского слова (Поэтический вечер «Вечная Любовь к слову», «Души гитара семиструнная», «Вдохновение», «Золотой листопад Поэзии», конкурс «Лучшая убеждающая речь», «Горячий микрофон», Ораторский конкурс «Зажгите свечи в алтаре души» и др.).
Преподаватели кафедры являются экспертами предметной комиссии по русскому языку при проведении ГИА по образовательным программам среднего общего образования на территории Ростовской области:
доц. О.С. Андреева – председатель предметной комиссии по русскому языку РО,
ст. пр. Н.А. Белик – зам. председателя предметной комиссии по русскому языку РО,
доц. Е.В. Шейко – зам. председателя предметной комиссии по русскому языку РО,
доц. Е.В. Гринкевич – ст. эксперт,
доц. Ю.С. Горбунова – эксперт,
доц. А.И. Трубкина – эксперт.
Кафедра осуществляет тесное взаимодействие с Министерством образования Ростовской области, Городским управлением образования (г. Ростов-на-Дону):
Доц. кафедры В.С. Норлусенян является членом Совета по русскому языку и словесности при Министерстве образования Ростовской области,
И.В. Бородина (учитель русского языка и литературы Гимназии №36, методист МКУ «Информационно-методический центр образования»), А.А. Микова (советник директора по воспитанию Юридической гимназии №9, советник министра образования РО), О.Н. Перченко (учитель русского языка и литературы Лицея № 11, амбассадор Всероссийского форума классных руководителей, лектор Российского общества «Знание») – члены «Лаборатория русского языка и методики преподавания».
Партнеры кафедры
- ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет»,
- ГБПОУ РО «Ростовское областное училище Олимпийского резерва»,
- МБОУ Гимназия №34 им. Чумаченко г. Ростова-на-Дону,
- МБОУ СОШ № 67 г. Ростова-на-Дону,
- МБОУ г. Ростова-на-Дону «Гимназия №12»,
- МАОУ г. Ростова-на-Дону «Школа №39»,
- МБОУ г. Ростова-на-Дону «Лицей № 102 имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта Комарова В.М.»,
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЮФО и СКФО,
- ФГУП «Главный радиочастотный центр» (г. Москва),
- «Южный региональный центр судебной экспертизы» Минюста РФ,
- Общественная палата РФ,
- Администрация Ростовской области,
- ГУ МВД РФ по Ростовской области, УВД по г. Ростову-на-Дону,
- Прокуратура РО,
- Адвокатская палата Ростовской области,
- Региональная общественная организация «Молодежная Ассамблея Единый Кавказ»,
- РКООО «Здоровая планета»,
- «Дон-ТР»,
- Aston University, Centre for Forensic Linguistics (Birmingham, UK)
- и др.
Контакты
г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, ауд. 3.