
«Неотрадиционализм в поэзии»: как его найти в творчестве поэтов
4 июня в рамках Всероссийской научной конференции «Неотрадиционализм в литературе» прошла секция «Неотрадиционализм в поэзии: часть вторая». Модерировала заседание Оксана Мирошниченко, кандидат филологических наук, доцент ЮФУ.
С первым докладом в онлайн-формате из Воронежа выступила Екатерина Стрельникова, кандидат филологических наук, преподаватель Воронежского государственного университета. Она рассматривала неотрадиционализм и неомифологизм на материале некоторых поэтических подборок, которые были опубликованы в медиа о поэзии Prosodia. Также преподаватель ответил на интересующие слушателей вопросы.
― Мифологизм и неомифологизм ― это способы выстраивания художественного пласта с опорой на мифологическую или псевдомифологическую структуру любого рода. Стоит различать эти понятия. Неомифологизм ― это общий универсальный модернистский подход, позволяющий выходить на вопрос даже о сути модернизма и авангарда как таковых, ― выделила Екатерина Сергеевна.
Ольга Ефимова, заместитель председателя Фонда поддержки культурных проектов «Гумилевское общество», подключилась к конференции из Москвы. Тема её доклада звучала так: «Н.С. Гумилев в диалоге с А.С. Пушкиным― о поэте в процессе творчества». Чтобы ярко раскрыть её, Ольга Станиславовна обращалась к примеру одного стихотворения.
― Для поэтов Серебряного века вопрос о взаимодействии с предшествующей традицией имел концептуальное значение. Имя Пушкина оказалось в центре литературных дискуссий, поскольку символизировало эпоху расцвета русской поэзии, по отношению к которой поэзия начала двадцатого века испытывала необходимость самоопределиться, ― рассмотрел спикер.
Далее, также из Москвы, к конференции присоединились Стефания Конькова, соискатель степени кандидата филологических наук, педагог Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, и Вера Калмыкова, кандидат филологических наук, независимый исследователь. Они обратились к поэзии Вячеслава Киктенко и рассмотрели неотрадиционалистическую традицию в поэзии через образы света, золота и звезд. Вначале Стефания Антоновна просветила гостей относительно биографии поэта, а потом остановилась на каждом из примеров более подробно.
― Творчество Киктенко ― подтверждение известного тезиса «каждая национальная литература имеет свою систему излюбленных устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие», ― отметила педагог.
С заключительным докладом выступила Надежда Трушакова, аспирант Кубанского государственного университета. Она приехала на конференцию из Краснодара. Спикер проанализировал материалы произведений Д.Г. Новикова и Л.В. Шевченко в рамках темы «Реализация лирического сюжета “смерть поэта” в русской поэзии XX – начала XXI веков».
― Необходимо отметить, что лирический сюжет «смерти поэта», заданный Лермонтовым как некая матрица, развивается через систему социальных, экзистенциальных и религиозных мотивов. Наиболее ярким в стихотворении «Смерть поэта» является социальный мотив, разоблачающий инвективу Лермонтова. Он прямо говорит об убийстве Пушкина как о неизбежном следствии его давнего одинокого противостояния свету, ― заключила Надежда Владимировна.
Текст и фото: Дарья Семикина