Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Герои

Можно ли снимать для ТВ на смартфон и почему важно знать, какая нота фальшивит у рояля Путина: журналист «кремлевского пула» Виктор Синеок поделился со студентами секретами профессии

Можно ли снимать для ТВ на смартфон и почему важно знать, какая нота фальшивит у рояля Путина: журналист «кремлевского пула» Виктор Синеок поделился со студентами секретами профессии

31 октября в ИФЖиМКК ЮФУ прошла творческая встреча с одним из ведущих российских телерепортеров Виктором Синеоком. Этот мастер-класс продолжил сложившуюся в институте традицию встреч с выпускниками ЮФУ, которые добились успехов в профессии и теперь выступают уже в роли наставников студенческой молодежи.

Мероприятие прошло в самой большой аудитория на Университетском. «Девятка» заполнилась до отказа. На мастер-класс пришли не только студенты первого и третьего курсов, но и некоторые преподаватели. Встреча была построена по форме «вопрос-ответ», журналист показывал свои репортажи, анализировал студенческие работы и делился профессиональными секретами.

DSC01675

А началось все, конечно, с того, что Алла Григорьевна Беспалова, завкафедрой журналистики ИФЖиМКК, представила гостя:

— Мы всегда стараемся наших выпускников приглашать, чтобы вы из первоисточника узнали, как сегодня работают журналисты. Виктор у нас единственный пока что, кто вошел в «кремлевский пул»А работает он в Мультимедийном информационном центре «Известия» — конвергентной «фабрике» по производству новостного контента.

— Да, давайте я сначала расскажу, что же это такое МИЦ «Известия», чтобы было понятно, — подхватил Виктор Синеок. — Вот есть канал «Рен ТВ», «Пятый канал» и еще интернет-ресурсы, газета «Известия» и прочие.  А новости для этих каналов делает структура, которая называется МИЦ «Известия». Одни и те же корреспонденты работают на все медиаресурсы, делают общий контент, снимают ролики, эпизоды для всяких телеграм-каналов, сайтов. Я занимаюсь корреспондентской работой, последние несколько лет — в «кремлевском пуле». Это такое условное название сообщества журналистов, которые аккредитованы в администрации президента. 

А начинал я свою корреспондентскую работу с газеты, потом пошел на местное телевидение, потом уехал в Москву и стал работать на одном телеканале в утренней передаче, потом вернулся в Ростов, работал в собственной корсети «Пятого канала», сейчас опять в Москве. В общем, это коротко о себе. 

Я сейчас покажу, как люди ходят по паркету. Это, на самом деле, и для меня важный момент, потому что для таких сюжетов очень сложно находить интересные моменты. И это такой мини-спорт, что ли. Стараюсь вытаскивать на поверхность, чтобы не было однообразности, какие-то детали. Я могу рассказывать о каких-то тонкостях работы на паркете с Путиным, но... Не знаю, интересно ли. В прошлый раз, когда я выступал, был такой вопрос: «А вы не хотели вместо этого заниматься чем-нибудь интересным?» И мне пришлось рассказывать, как, например, в 2014 году по Майдану много раз бегал, ездил во всякие регионы, что-то расследовал.

Задавайте вопросы.

DSC01642

— У вас был опыт в продажах? — неожиданно спросила студентка.

— Я имел отрицательный опыт в продажах. После окончания вуза пошел работать в региональное отделение «Коммерсанта» в отдел рекламы. Я там проработал где-то год, потом ушел в журнал. Журнал вскоре закрылся, а работать нужно. И у меня товарищ, тоже выпускник нашего университета, говорит, пойдем, у меня очень хорошая работа. И вот каждое утро, в пять или шесть часов, я ездил в Батайск продавать комбайны. Так длилось где-то полгода, после чего меня попросили комбайны больше никогда не продавать. Но опыт хороший, это пригодится в любом случае.

Если вы будете работать в продажах, отлично. Вот у нас в аудитории человек сто, сколько из вас собираются работать в журналистке? Половина подняли руки, да? Большой процент. В итоге, я думаю, что меньше. Кому-то точно понравится, а кому-то — нет. Я вас не отговариваю, вовсе нет. Это интересное дело. Но специфическое. 

Вот у нас, например, есть криминальная программа. Там люди каждый день как в бой идут, им все время приходится нарываться на скандал, что-то снять, что никому не дают снимать. 

— Есть такая популярная концепция «универсальный журналист». Вас можно таким назвать? Вы все можете сделать, да? И вообще, насколько это правильный подход — воспитывать в себе универсального журналиста? — задала вопрос Алла Григорьевна Беспалова.

— Мне кажется, что не бывает, когда человек знает, чем он хочет заниматься. Потому что приходишь, а там такая тоска, это редакция, что-то заставляют меня делать, я не понимаю. Я думал, это будет как блогер прикольный что-то. Пойду я в другое место, комбайны продавать. А если тебя это увлекает, ты занимаешься всем подряд. Если ты молодой человек в редакции, значит, ты не живешь на Новый год — ты точно работаешь на Новый год. Значит, ты точно поедешь на все пожары, на все вонючие свалки. Я ездил. И на Новый год дежурил. Ничего страшного в этом нет.

Насчет универсальности... Вот у меня есть несколько примеров, я вам даже сейчас покажу. Когда я на очень важных политических съемках оказывался один — и как корреспондент, и как оператор. И что самое страшное, как оператор, который должен снимать картинку, которая раздается потом всем средствам массовой информации. А я же не профессиональный оператор.

Вспоминаю случай, когда мы ездили в Китай, на переговоры Путина с Си. 2022-й год. Уже два года Китай закрыт, никто туда не ездит. И вот визит Путина. Короче, друзья, встречали нас люди в скафандрах. Ну просто натурально в скафандрах. Ты приезжаешь, самолет оцеплен. Проверяют самолет, сажают тебя в специальный автобус, везут в специальную гостиницу, ты там сидишь, сдаешь анализы два дня, потом из этой гостиницы едешь на встречу.

Китайцы всех операторов «зарезали» по анализам на ковид. Что-то им не понравилось. Хорошо, что я с собой взял несколько камер, системы с микрофонами, передатчик и телефон. Я на все эти устройства снял репортаж собственный, и одновременно снял съемку «пуловскую», что там они встречаются, говорят друг другу важные слова, сидят за красивым столом. То, что потом пошло по всему миру. Это сделал я. Эксклюзивнее некуда. В кулуарах форума работала только камера «Известий». Это был, конечно, момент большой журналистской удачи, потому что кроме меня там не было никого, и я мог сам вовремя записать, сам вести стендап, и сам с китайцами взаимодействовать. Но я это сделал вынужденно. И мысль, которую я сегодня обязательно хотел до вас донести: все эти технические вещи, которые существуют, нужно изучить. 

В определенный момент рабочим инструментом может быть телефон, маленькая камера, большая камера, телефон соседа. Вот тебе надо снять, и все. Ты материал сразу отправишь в специальную группу, и все наши медиаресурсы его моментально распространят. Все будут знать, что это сняли «Известия». Ссылка будет идти на «Известия». Это то, чем сейчас корреспондент занимается. Поэтому снимать нужно уметь, монтировать нужно уметь. Я умею. В процессе научился, жизнь заставила, и думаю, что вам это тоже полезно будет.

DSC01694

— Расскажите, как вы однажды сняли сюжет на телефон, — попросила Алла Григорьевна Виктора.

— Да, было такое. Прошлой весной, когда я ехал из Ростова в Москву и попал вот в эту сумасшедшую пробку. Просто снег завалил трассу, и машины встали на сутки. Я вам скажу честно, очень не хотелось работать. Но я понял, что я в этой пробке, а она — главная новость дня. И если я сейчас своим это не отправлю... Камеры не было. Пришлось снимать на телефон и отсылать в редакцию.

Это тоже такой момент технический. На телефон тоже можно по-разному снимать. Но я себе когда-то купил смартфон с хорошей камерой. Ребенок у меня снимал, как я заправляюсь там с канистрой. Мы пошли, опросили дальнобойщиков, потому что у них рация, и они знают, что там впереди происходит на трассе. Бесполезно опрашивать людей, которые просто, как и я, стоят в пробке, они тоже ничего не знают. Так что это к вопросу о том, что нужно использовать все подручные средства. Я всегда использовал, и мне легче снять на телефон что-то простое, например. Я увидел там какое-то заседание, кто-то сидит в розовых носках. Я оператора даже звать не буду, я просто возьму телефон и сниму. 

— Виктор, а как вы натренировались подмечать такие интересные детали? Вот эти ботинки, которые чистят до блеска перед тем, как проедет «Аурус» нашего президента, розовые носки…

— Сначала, я считаю, надо овладеть какими-то базовыми навыками. Как сюжет должен начинаться, как заканчиваться. Знать, почему звук должен быть синхронным с изображением, почему нужно подойти с микрофоном так или так, почему в кадре петличка не должна висеть. А потом уже эти детали. Детали — это такая вещь… Она полезна, если они интересны, и она отвлекает, если они не интересны. Когда-то мне кто-то на это внимание обратил. Говорит, знаешь, в сюжете очень много правильных вещей, а деталей интересных нет. 

Детали важны, конечно, но самое важное — развивать кругозор. Потому что приходят молодые люди в профессию, многие из них вообще ничего не понимают. Не понимают, в какой стране живут. Почему это случилось так, а не так? Почему это вот здесь? Почему мы с этими дружим, а с этими нет? Кто этот уважаемый исторический деятель и зачем нам его показывают? Такого не должно быть вообще, в принципе, потому что заканчивается плохо. Подходит корреспондент молодой ко Льву Лещенко и говорит: «Здравствуйте, вы могли бы для начала представиться для титров...» Ну Лев Лещенко вежливый человек, он, может, не пошлет. А другой кто-то — обязательно.

Так что книжки — читать обязательно, телевизор — смотреть, я знаю, вам это не очень интересно, но надо. Фильмы смотреть. В истории разбираться. 

DSC01678

DSC01681

— А расскажите мою любимую историю, которую я называю «До второй октавы», — попросила Алла Григорьевна.

— Путин одно время учился играть на фортепиано. И вот после какой-то встречи он шел-шел, увидел в холле рояль, сел и заиграл. Все начали снимать. А мне стало интересно, что там за нота одна фальшивая звучит. Но я на фортепиано не учился играть, на гитаре только. Пришлось жене позвонить — она музыкант. Супруга послушала запись и подсказала, что это до второй октавы. Это к вопросу о деталях.

А вот еще у меня был случай. Мы в Турцию ездили выборы освещать. Пробрались в штаб перед митингом оппонента Эрдогана, главного оппозиционера. И в момент, когда он пошел к сцене, мы с оператором и с двумя камерами выбежали и что-то его спросили, типа: «А-а-а! Доколе?» И его охрана меня немножко уронила, но я камеру не выключил. Выглядело потом в сюжете очень эффектно. 

— Вы сами придумываете эти эффектные повороты?

— Какие-то моменты технические да, всегда сам. Если мне что-то непонятно, иду к режиссеру и обсуждаю свою идею. 

Как-то стала дорожать гречка, выяснилось, что это какой-то сговор коммерсантов. Надо делать сюжет. Что тут оригинального можно найти? Каждый день что-то дорожает…

Сначала я подумал, что надо насыпать гречку на камеру. Потом — что хорошо бы момент насыпания совместить со словами. Посидел, поприкидывал и решил, что буду ее раздвигать синхронно со словами, что власти пытаются разгрести эту ситуацию с подорожанием гречки. Проходит время, гречка опять дорожает — и в этот момент я буду засыпать все крупой. В общем, вы понимаете, студия была полностью завалена гречкой, потому что мы там сделали несколько дублей. То не сразу засыпалось, то какое-то слово «уплыло». Позвал оператора, он поставил свет, мы нашли стекло. Оператор поместил камеру снизу, поставил свет. Потом мы перетащили монитор… В общем, долгий процесс. Но в итоге все получилось.

— Вот вы говорили: тебя просто кидают в непонятную ситуацию, — начала свой рассказ студентка, которая побывала на летней практике на телевидении. — И у меня так было. Послали на какую-то непонятную конференцию. Ничего не объяснили. Спрашиваю, будет ли со мной какой-то еще корреспондент? Нет, иди. И ты просто с этим микрофоном стоишь, спрашиваешь у кого-то что-то… Такое ощущение, что тебя просто проверяют на прочность. Но, по сути, ты не понимаешь, есть ли какой-то алгоритм, как нужно снимать…

— Человеку, который приходит на работу, кажется, что, во-первых, там должно быть все понятно, что должны быть какие-то правила. Вот я приду, и мне все скажут и покажут. Не скажут. Не потому, что все злые. Им не для тебя, у всех работа, у всех ответственность, там шеф-редактор, он за выпуск отвечает, там режиссер, он, не дай бог, поставит что-нибудь не то и получит за это.

Если человеку захочется, он сам проявится как-то, будет ходить нудить — отправьте меня куда-нибудь. Либо будет что-то придумывать, предлагать. Но как-то себе дорогу пробьет. Всегда так. По-другому не бывает. 

Вам нужно будет самим всему научиться. И начинать нужно уже сейчас. Вы не должны уметь делать профессиональный сюжет на первом курсе. Сразу ничего не получается. Вы еще не готовы. Вы не понимаете, как делать. Но это надо делать. Чем больше снимаете, тем лучше выходит. Идите на телевидение стажироваться, снимайте друг друга, делайте ролики. И однажды все получится.

***

Студенты провожали Виктора Синеока бурными аплодисментами и многочисленными просьбами сделать совместное фото. Этим они даже немного смутили журналиста: «Ну я же не Филипп Киркоров».

Текст: Виктория Никитченко

Фото: Юрий Шабалин