
Такси до «Горизонта»: один киновечер с Ольгой Джумайло
В киноцентре «Большой» и в кинотеатре «Горизонт Cinema and Emotion» еженедельно проходят кинопоказы с обсуждением. Время от времени сотрудники ИФЖиМКК выступают на них в качестве экспертов. Однако первая, кто ассоциируется у студентов ИФЖиМКК с кинематографом, — заведующаякафедрой истории и теории мировой литературы Ольга Джумайло. 14 июля она провела два показа подряд. Вместе с ней в турне по кинотеатрам отправились Дарья Садовская и Владислава Попова и выяснили, какого это — не только любить смотреть фильмы, но и разбираться в них.
Около семи вечера возле входа в один из залов киноцентра «Большой» собираются люди. Они суетятся, судорожно проверяют свои билеты и постоянно поглядывают на часы — словно боятся, что опоздали или вовсе пришли не туда.
Все с облегчением вздыхают, когда сотрудница кинотеатра открывает зал и приглашает гостей занять места. Им не терпится поскорее начать.
Десятью минутами ранее в холле показалась улыбчивая Ольга Джумайло — спикер сегодняшнего мероприятия — именно она расскажет о фильме Ингмара Бергмана «Фанни и Александр».
Стрелка на часах — на без пяти семь. Зрители уже расположились на своих местах. Они оживленно переговариваются и обсуждают последние новости. Но беседы сразу же сходят на нет, когда в зал заходит организатор:
— Всем добрый вечер! Для тех, кто вдруг не знает: мы смотрим фильмы и обсуждаем их. Сегодня день рождения Ингмара Бергмана, поэтому мы будем смотреть «Фанни и Александр».
Предоставляют слово Ольге Джумайло. Улыбнувшись, она начинает свою речь с истории о создании кинокартины:
— Фильм «Фанни и Александр» будто в магическом калейдоскопе объединяет все темы Бергмана. На ту пору за его плечами уже были и критика, и гонения в Швеции, и мировой признание от Голливуда до Москвы. Ему было 60, когда мастер решил вернуться на родину из Мюнхена и снять свой последний фильм. Он не желал уходить из кино, оставив в памяти зрителей мрачные картины, поэтому снимает сказку.
Жена Бергмана, рассказывает Джумайло, решила взять все в свои руки и устроить ему surprise party, то есть пригласить всех его детей — а это 8 детей от 5 жен. И этот факт не случайно связан с «Фанни и Александром» — в этом фильме затронуты детская и семейная темы.
— Сюжет фильма драматичный, но его герои и зрители вознаграждаются чудом и радостью. Вы увидите, что фильм начинается праздником Рождества, а заканчивается Пасхой. И там, и там — дети. И там, и там — малый круг семьи и близких, им противостоит многое — суровость морали, узость взглядов на человеческую природу, неизбежная смерть, наконец. Но они остаются вместе.
По словам спикера, все эти темы связаны с театром, фантазией и рассказыванием историй. И у этого тоже есть предпосылки: Бергман говорил, что в молодости ему снились кошмары, но с возрастом его сны превратились в прекрасные спектакли.
— Фильм вроде бы реалистичный, но все равно решен в форме сказки. В нем будут моменты, в которые очень трудно поверить — моменты фантазийные или мистические.
Ольга Джумайло обращает внимание зрителей на то, что обычно фильмы Бергмана — черно-белые и лаконичные, а «Фанни и Александр» визуально очень красочный.
Вступительная речь подходит к концу:
— Я очень счастлива, что сегодня столько любителей собралось посмотреть трехчасовую версию этого фильма. Я желаю вам приятного просмотра и, конечно, вот этого настроения. Да, до Пасхи и Рождества еще далеко, но почему бы не устроить этот чудесный момент единения именно сегодня?
Зал аплодирует. Тишина наступает только тогда, когда на экране появляются первые кадры. Вместе с героями — детьми Александром Экдаль и его сестрой Фанни — зрителям предстоит прожить взросление и жизненные трудности, потери и потрясения.
Как только свет выключается, Ольга Джумайло забирает сумку и медленно, на цыпочках, выходит из зала. Телефон, такси — вот бы все успеть. Следующий пункт — кинотеатр «Горизонт» — там спикер расскажет еще об одном фильме. Времени до начала остается мало, а такси все не едет. И лишь когда возле киноцентра плавно припарковывается белая машина, Джумайло облегченно вздыхает.
20 минут до места назначения — есть время перевести дух и узнать о героине побольше. Она рассказывает, что начала организовывать кинолекции на родном филфаке еще в 2001 году:
— Все началось с обычного интереса и хобби, а теперь меня целенаправленно зовут на показы фильмов и просят проводить кинолекции.
Подъезжаем к «Горизонту» — здесь, как обычно, много людей. На третьем этаже — там находится кинотеатр «Горизонт Cinema and Emotion» — казалось, толпа была еще больше. Забегаем в зал: зрители уже собрались. Их приветствует организатор Ксения.
Второй для нас за сегодня кинопоказ проходит в рамках фотовыставки «Круг Родченко. Стильные люди», которую проводит «Горизонт Cinema and Emotion» совместно с московским «Мультмедиа Арт-музеем». Ольга Джумайло представит документальный фильм Дзиги Вертова «Киноглаз» и расскажет, как на него повлиял конструктивизм фотографа и художника Александра Родченко.
Спикер приветствует зрителей и начинает вводную лекцию:
— В 2014 году я оказалась в Лондоне и с большим трепетом наблюдала за афишами музеев — там фигурировали наши русские авангардисты —Малевич, Кандинский и Родченко. Радует, что лондонцы активно ходят на выставки их работ.
Джумайло признается, что перед показом для нее было важно убедиться в том, что Родченко и Вертов действительно были близки. Выяснилось, что друзьями они не были: режиссер почти не упоминает Родченко в своих интервью. Тем не менее, они сотрудничали в 1922-1923-х годах:
— Революция — это «тектонический» разлом в истории. Вспомним, что единственный состоявшийся революционный проект — французская революция, которая обратилась в якобинский террор, а потом и вовсе растворилась в Реставрации. У нас в стране такой проект не только осуществился, но и прожил 60 лет и полностью поменял мир —потребовались новые формы осмысления человека, общества, искусства, морали — полная «перезагрузка» мира. Вертов и Родченко были как раз из тех, кто не только верил в новый мир, но и создавал его в новых формах эстетики.
Начинается фильм «Киноглаз» — о новом на момент съемок государстве —Советском союзе. В центре сюжета — жизнь людей — такая, какая она есть во всех ее проявлениях, — от кооперативов и пионеров до гигиены и здоровья. Почти все 50 минут в зале — тишина. Лишь время от времени на ироничных моментах кто-то посмеивается.
После финальных титров зрители вполголоса начинают обсуждать фильм. На сцену выходит Ольга Джумайло. На ее первый вопрос — о том, какое впечатление у зрителей сложилось от просмотра, — отвечает девушка с последнего ряда:
— Двоякое. С одной стороны, очень интересно наблюдать за происходящим, а с другой — ужасно смотреть на некоторые моменты.
Своим мнением делится и Ольга Джумайло. Далее она разбирает с аудиторией приемы монтажа, которые использованы в фильме, — обратная съемка, замедленная, с разных неожиданных ракурсов и так далее. Многие кадры были сняты в характерном для конструктивизма диагональном развороте. Говорит спикер и социальных изменениях, которые прослеживаются в фильме. В большей степени — о технологическом прогрессе.
Время — около одиннадцати вечера, но никто не спешит покидать зал. Вопросы у зрителей не заканчиваются. Несмотря на позднее время и насыщенный день, Ольга Джумайло подробно отвечает на каждый:
— В чем смысл «киноглаза» в этом фильме? В том, что он как раз и обращен на новую жизнь и может ее зафиксировать. Он лишен «человеческого» измерения. Не оператор с его личными взглядами избирает себе «прекрасную натуру», «киноглаз» способен охватить жизнь целиком и будет фиксировать все — работу электричества и грязь, конвейер современного кооператива и танцующих крестьянок, карету скорой помощи и умирающего человека.
На часах — одиннадцать. Мероприятие заканчивается. Зрители благодарят Ольгу Джумайло за лекцию и обсуждение. Героиня, покидая зал, благодарит их в ответ. На ее лице — ни следа усталости и, кажется, что вот-вот она снова сядет в такси и уедет на еще один показ. И это все потому, что она одна из тех, кому действительно нравится то, чем она занимается.
Текст: Дарья Садовская, Эльвина Сергеева
Фото: Владислава Попова