Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Истории

«Лови момент»: репортаж со Студенческой весны ИФЖиМКК — 2024 

«Лови момент»: репортаж со Студенческой весны ИФЖиМКК — 2024 

Так-так, ага. По моим расчетам в ОДНТ приеду под самый конец анимации. Хорошо, что на сам концерт не опаздываю. Поездка в тесноте любимого всеми 67-го слегка выбивает из колеи. 

В автобусе краем уха удается зацепить диалог моих попутчиков:

– Ты как зритель идешь? 

– Ага, да мне особо больше и некуда. Акробатики в этот раз не будет, поэтому еду просто посмотреть. Тема такая... Сложная. Довольно мрачная, даже интересно, как они это обыграют? 

– Не знаю, ну вот и посмотрим.

«Общество мертвых поэтов», и правда, произведение не сказочное и с не совсем счастливым концом. Зато несущее глубокий смысл и лозунг «Carpe diem».

Это история об учениках академии Уэлтон – престижного образцового учебного заведения. Его слоган — «Традиция. Честь. Дисциплина. Совершенство» — порой звучит так громко, что заглушает мысли своих воспитанников. С этим и борется их новый учитель литературы Джон Киттинг, желающий научить юных поэтов мыслить самостоятельно. Но об этом мы узнаем чуть позже. 

Из раздумий меня выводит резкий толчок автобуса. А вот и моя остановка. Пара, чей диалог я невольно подслушала, тоже выходит здесь. 

Уже через несколько минут стою в очереди за заранее оплаченным билетом, а мои попутчики затерялись где-то в толпе. Ажиотаж — просторный стеклянный холл Областного дома народного творчества забит битком. Ничего, иной раз по пути в универ в общественном транспорте и не через такую толпу приходится пробиваться.

Получив заветный пропуск на «8 ряд 1 место», в зал не спешу. Студвесна – событие масштабное, кроме концерта можно увидеть и услышать еще много интересного. А если ты бывал здесь на правах СМИ, то тебе открывается немного больше, чем обычному зрителю. 

Воспользовавшись статусом и встретив по пути подругу-фотографа, проталкиваюсь в гримерку. Большая, разделенная ширмами на отсеки комната с желтоватым освещением полна людьми: актерами, декораторами, медийщиками. Но комментарии у кого-либо тут я брать не решаюсь, только внимательно наблюдаю. Да и незачем. У каждого по лицу и без того субтитрами бегает: «Быстрее, быстрее, опоздаем, полчаса готовности». 

Тут и там раздаются возгласы:

– Оригинальный жанр здесь?

– «Гаудеамус» кто?
A79937DC 8C35 4D44 92AD 7299B00080F9
Кого-то гримируют, кто-то отчаянно повторяет слова и движения, кто-то о чем-то спорит с постановщиками. И никто не стоит на месте, гримерка движется и гудит, словно улей. Да... Такая атмосфера мне по душе. Вспоминаю, как некогда сама находилась в этой гримерке в качестве актера. Но сегодня у меня другая роль, и потому в эту минуту мое место не здесь, а с гостями на анимации, туда и направляюсь.

По пути захожу в кабинет для СМИ – поздороваться. Это совсем небольшая комнатка, где есть столик, пару зеркал и вешалка для верхней одежды. Тут собрались медийщики, так сказать, всех форм и цветов: фотографы, видеографы, SMM-щики, SFEDUMEDIA, СИЦ, LENS. Одни сосредоточенно настраивают сложное профессиональное оборудование, другим достаточно собственного смартфона – такой он, век технологий. Мне повезло, прямо здесь получаю открытку студвесны от СИЦ. Их количество ограничено, и медийщикам порой приходится за них бороться, а у некоторых они необъяснимым образом бесследно пропадают.

BE64E677 9B5E 44E1 A286 BFF7B20064B1

Довольная «уловом» желаю всем коллегам удачи и направляюсь далее. В поисках анимации прохожу в так называемый зимний сад ОДНТ – длинный широкий коридор с колоннами и панорамными окнами, в котором обычно живет зелень в высоких горшках. Но сегодня день особенный, поэтому вместо цветов – представители Уэлтона в галстуках. Ученики и преподаватели с разных сторон зазывают зрителей на свои активности.

Первым делом подхожу к столику с письменными принадлежностями, тут лежат ручки, стилизованные под старинное перо, и крафтовая бумага. Узнаю от уэлтонского учителя – это урок чистописания. На своем листке на скорую руку вывожу банальные фразы вроде «Carpe diem», «ФФЖ – любовь», пририсовываю сердечко. А взамен получаю записочку от такого же зрителя:

Стол, письменность, перо –

Не просто так оно дано. 

Не думай, отбрось свои сомнения, 

Сегодня день твоего освобождения.

Автор решил остаться анонимным, подписавшись «неизвестным». Сдается мне, это был один из последователей Джона Киттинга.

785E5DD8 AA46 4CF8 932D 053DCC17AA04

Следующий урок – арифметика. Здесь гостям предлагают сыграть в огромные деревянные пятнашки. Некоторое время наблюдаю за перемещением кубиков в ловких руках какого-то студента, но гуманитарный склад ума, видимо, дает о себе знать – начинаю скучать.

794F4C0E 7926 4FE0 A8A1 28A569FA764A

Замечаю следующий интерактив и мгновенно прихожу в восторг, неудивительно, что вокруг него больше всего людей. Фотозона с черно-золотыми шариками, освещение, деловитый мастер-фотограф и непосредственно сам фотоаппарат – очевидно, это фотоклуб. И хотя аппарат выглядит очень «ретро», в стиле, эдак, шестидесятых, результаты на цветных карточках гости получают уже через несколько секунд. Ну магия, не иначе!

6E326FF1 65EA 4B97 8E58 D7DDCFAE5670

Один из учеников, отвечающий за раздачу программок концерта, оформленных в виде книги, обиженно причитает:

– Уроки в Уэлтоне вот-вот начнутся, ну что же вы опаздываете!

И хотя эта фраза была обращена не конкретно ко мне, становится совестно. В самом деле, уже семь часов, пора бежать в зал, занимать место. 

Вход находится на втором этаже. Ну, по крайней мере для таких же опоздавших, как я. Иду и думаю: «Вот бессмыслица, зашла сверху, а место мое все равно прямо напротив нижних дверей». Наконец усевшись и познакомившись взглядом с соседями, выдыхаю. Свет в зале, все еще включенный до этого момента, погас. Сердце забилось чаще, мною овладело беспричинное веселье и чувство предвкушения перед чем-то столь важным, как Студенческая весна родного факультета. 

И предвкушение это было ненапрасным. Следующие полтора часа разбились на сцены, сцены на отрывки, отрывки на мгновения, и все вместе слилось в действительно интересное кино. 

Первая сцена, обстановка очень торжественная. Хор из сорока человек поет «Gaudeamus» – негласный гимн студентов и по совместительству гимн учеников Уэлтона. Практически под потолком висят гобелены с лозунгом академии. Объявляется открытие нового учебного года, директор произносит торжественно-строгую речь.

4A809984 FE88 497C 9F32 EED963EFF3BB

730F39A8 188A 47E5 B95F 37E36E8370A7
Здесь же знакомимся с главными героями – будущим «обществом мертвых поэтов»: Нилом, Ноксом, Чарли, Тоддом и очаровательными девушками Крис и Джинни. Узнаем, что отец Нила – Мистер Перри – богатый и очень требовательный к сыну, а Тодд – застенчивый и, кажется, довольно талантливый. Но что дальше? 

А дальше юноши спешат показать новичку Тодду «реальный» Уэлтон. Играет зажигательный рок-н-ролл, ученики хитро выглядывают из-за кулис и пускаются в пляс прямо в школьной форме и с портфелями в руках. Даже с восьмого ряда видны дерзкие улыбки на их лицах, и это заряжает. Уголки губ тянутся вверх, голова покачивается в такт. Танцоры полностью отдаются ритму и мелодии, что очень хорошо вписывается в сюжет про детей, находящихся в вечной рутине и дающих выход своей энергии таким образом. Не зря и номер называется «Веселье слаще после скук».

Надо сказать, вопреки прогнозам многих, эта весна будет богата на разного стиля танцы, да еще и зачастую с реквизитом. А кто-то говорил, что в этом фильме нет места танцу! 

Дальше последует сцена изнуряющих уроков, где детям в головы вкладывают бессмысленную кашу из разных предметов. В ответ на непонимание – зубрежка, реакция на попытки протеста – выговор. Очень кстати здесь звучала бы песня «Скованные» с концерта прошлого года «Стиляги». Вместо нее играет переделанная «Another Brick in the Wall» Pink Floyd, однако такого ажиотажа, как на прошлой весне, у зала не вызывает.

D80C3853 D286 430E B2BE F13D3E58CBF6

00D2AD84 6DBC 4FE1 B006 3EE0715E5CE4

AED81AF8 7334 46F2 9DF4 E68E3BDE53B5
Наконец, приходит спаситель. Так сказать, луч света в темном царстве – учитель литературы Джон Киттинг. С ним ученики начинают оживать, у них появляются цели и мечты, уверенность и собственный голос. 

На одном из уроков мистер Китинг рассказывает, как в молодости собирал в старой индейской пещере «общество мертвых поэтов». Это вдохновляет учеников на побег в эту самую пещеру, а декораторов ИФЖиМКК – на захватывающее дух неоновое шоу.

На сцене в полной темноте появляются духи в красных масках, страшные фиолетовые пауки, летает огромный зеленый змей – все это ощущается, будто 3D-кинотеатре. Зал уже и так то ахает, то замолкает, то разражается восторженным криком, когда события на сцене принимают совершенно сюрреалистическую форму. Два больших безумных глаза и неоновый рот, словно жаждущий поглотить души каждого присутствующего, приводят меня и, я думаю, всех зрителей в восторг.

Ловлю себя на мысли, что вообще-то уже минуту сижу с приоткрытым ртом. Все эти ужасы на сцене олицетворяют не только страх темноты, но и внутренние страхи героев – быть пойманными, наказанными и, в конце концов, лишенными недавно обретенной духовной свободы.

D707D904 77DE 4DD3 9290 4ADE9F38F5A3

Из ярких сцен также запомнился театр мод. Нежных, волшебных, нарядных и сверкающих фей со сложно сконструированными крыльями выводят на сцену в кульминации спектакля. Здесь по сюжету у главных героев все еще очень хорошо. Каждый осуществил свой замысел: Чарли устроил большую вечеринку, Нокс обрел любовь, Тодд раскрыл свой поэтический талант, а Нил прямо сейчас играет на сцене театра, как и мечтал.

9098213D BC9A 46FE 9E90 5BC368A0CE45

33DE138D 8C42 4ADC 97D2 E5D2B1CE7050
Предпочла бы я, чтобы этим все и закончилось. Но что сделано, то сделано, и сюжет Студенческой весны неумолимо следует за сюжетом фильма. Предпочту однако оставить подробности тем, кто захочет посмотреть и то, и другое самостоятельно, и скажу так. 

Когда, забрав из школы последние вещи, раздосадованный мистер Киттинг собирался уходить, Тодд неожиданно для всех взобрался на свою парту и с ее высоты воскликнул: «О капитан, мой капитан!». Последовав его примеру, ученики одни за одним встали на свои парты. «О капитан, мой капитан» звучало ни то эхом, ни то хором, напрочь заглушая угрозы директрисы. И в этот момент и Джон Киттинг, и зрители поняли – ученики Уэлтона обрели свободу, они обрели голос.

F2143ED0 9BE6 4BB4 B395 6D95D0A491CA

Для других зрителей эта история закончилась прощальной сценой, а для меня она продолжилась уже за закрытым занавесом. Здесь те же радостные ученики, достигшие своей цели – проведения студвесны. Они ликовали, не скрывая эмоций. Кто-то плакал и обнимался, кто-то скакал, как сумасшедший. Для многих это была последняя студвесна. 

– Мы смогли, у нас все получилось, – протянула сквозь слезы белокурая девушка в школьной форме, обнимая подругу. 

А для кого-то это был дебют. 

– Мои первые впечатления? Я в шоке! – поведала брюнетка с белым ободком в волосах, певшая «Gaudeamus» в хоре.

– Это было круто, мы сделали нереально круто, замечательно и... И это только начало, вот! – с трудом переводя дыхание и подбирая слова, поделился лохматый паренек, игравший на электро-гитаре.

– Мы были всего в одном номере, у нас небольшая роль, это пока только начало. Но даже так, у нас уходило много сил на репетиции. Не представляем, сколько времени и сил прикладывают люди, которые участвуют в нескольких номерах, или которые это все создали, – рассказали две подруги из вокального номера.

Наконец, ко всеобщей радости на сцену поднялась директор ИФЖиМКК – Анна Дмитрова.

– Знаете, не хочется сейчас на эмоциях говорить слишком много очевидного. Поэтому первое слово «спасибо», второе – «надежда». Сегодня у меня было ощущение, что мне хочется так жить, в той стране, где есть такие люди, как вы. Спасибо! 

Ее слова стали доброй точкой в огромной работе, проделанной за эти месяцы студентами, и не только. Скандированием «Ф-Ф-Ж» закончилась Студенческая весна ИФЖиМКК 2024 – «Общество мертвых поэтов».

Текст: Алина Лопатина

Фото: пресс-служба ЮФУ