«Лови момент»: репортаж со Студенческой весны ИФЖиМКК — 2024
Так-так, ага. По моим расчетам в ОДНТ приеду под самый конец анимации. Хорошо, что на сам концерт не опаздываю. Поездка в тесноте любимого всеми 67-го слегка выбивает из колеи.
В автобусе краем уха удается зацепить диалог моих попутчиков:
– Ты как зритель идешь?
– Ага, да мне особо больше и некуда. Акробатики в этот раз не будет, поэтому еду просто посмотреть. Тема такая... Сложная. Довольно мрачная, даже интересно, как они это обыграют?
– Не знаю, ну вот и посмотрим.
«Общество мертвых поэтов», и правда, произведение не сказочное и с не совсем счастливым концом. Зато несущее глубокий смысл и лозунг «Carpe diem».
Это история об учениках академии Уэлтон – престижного образцового учебного заведения. Его слоган — «Традиция. Честь. Дисциплина. Совершенство» — порой звучит так громко, что заглушает мысли своих воспитанников. С этим и борется их новый учитель литературы Джон Киттинг, желающий научить юных поэтов мыслить самостоятельно. Но об этом мы узнаем чуть позже.
Из раздумий меня выводит резкий толчок автобуса. А вот и моя остановка. Пара, чей диалог я невольно подслушала, тоже выходит здесь.
Уже через несколько минут стою в очереди за заранее оплаченным билетом, а мои попутчики затерялись где-то в толпе. Ажиотаж — просторный стеклянный холл Областного дома народного творчества забит битком. Ничего, иной раз по пути в универ в общественном транспорте и не через такую толпу приходится пробиваться.
Получив заветный пропуск на «8 ряд 1 место», в зал не спешу. Студвесна – событие масштабное, кроме концерта можно увидеть и услышать еще много интересного. А если ты бывал здесь на правах СМИ, то тебе открывается немного больше, чем обычному зрителю.
Воспользовавшись статусом и встретив по пути подругу-фотографа, проталкиваюсь в гримерку. Большая, разделенная ширмами на отсеки комната с желтоватым освещением полна людьми: актерами, декораторами, медийщиками. Но комментарии у кого-либо тут я брать не решаюсь, только внимательно наблюдаю. Да и незачем. У каждого по лицу и без того субтитрами бегает: «Быстрее, быстрее, опоздаем, полчаса готовности».
Тут и там раздаются возгласы:
– Оригинальный жанр здесь?
– «Гаудеамус» кто?
Кого-то гримируют, кто-то отчаянно повторяет слова и движения, кто-то о чем-то спорит с постановщиками. И никто не стоит на месте, гримерка движется и гудит, словно улей. Да... Такая атмосфера мне по душе. Вспоминаю, как некогда сама находилась в этой гримерке в качестве актера. Но сегодня у меня другая роль, и потому в эту минуту мое место не здесь, а с гостями на анимации, туда и направляюсь.
По пути захожу в кабинет для СМИ – поздороваться. Это совсем небольшая комнатка, где есть столик, пару зеркал и вешалка для верхней одежды. Тут собрались медийщики, так сказать, всех форм и цветов: фотографы, видеографы, SMM-щики, SFEDUMEDIA, СИЦ, LENS. Одни сосредоточенно настраивают сложное профессиональное оборудование, другим достаточно собственного смартфона – такой он, век технологий. Мне повезло, прямо здесь получаю открытку студвесны от СИЦ. Их количество ограничено, и медийщикам порой приходится за них бороться, а у некоторых они необъяснимым образом бесследно пропадают.
Довольная «уловом» желаю всем коллегам удачи и направляюсь далее. В поисках анимации прохожу в так называемый зимний сад ОДНТ – длинный широкий коридор с колоннами и панорамными окнами, в котором обычно живет зелень в высоких горшках. Но сегодня день особенный, поэтому вместо цветов – представители Уэлтона в галстуках. Ученики и преподаватели с разных сторон зазывают зрителей на свои активности.
Первым делом подхожу к столику с письменными принадлежностями, тут лежат ручки, стилизованные под старинное перо, и крафтовая бумага. Узнаю от уэлтонского учителя – это урок чистописания. На своем листке на скорую руку вывожу банальные фразы вроде «Carpe diem», «ФФЖ – любовь», пририсовываю сердечко. А взамен получаю записочку от такого же зрителя:
Стол, письменность, перо –
Не просто так оно дано.
Не думай, отбрось свои сомнения,
Сегодня день твоего освобождения.
Автор решил остаться анонимным, подписавшись «неизвестным». Сдается мне, это был один из последователей Джона Киттинга.
Следующий урок – арифметика. Здесь гостям предлагают сыграть в огромные деревянные пятнашки. Некоторое время наблюдаю за перемещением кубиков в ловких руках какого-то студента, но гуманитарный склад ума, видимо, дает о себе знать – начинаю скучать.
Замечаю следующий интерактив и мгновенно прихожу в восторг, неудивительно, что вокруг него больше всего людей. Фотозона с черно-золотыми шариками, освещение, деловитый мастер-фотограф и непосредственно сам фотоаппарат – очевидно, это фотоклуб. И хотя аппарат выглядит очень «ретро», в стиле, эдак, шестидесятых, результаты на цветных карточках гости получают уже через несколько секунд. Ну магия, не иначе!
Один из учеников, отвечающий за раздачу программок концерта, оформленных в виде книги, обиженно причитает:
– Уроки в Уэлтоне вот-вот начнутся, ну что же вы опаздываете!
И хотя эта фраза была обращена не конкретно ко мне, становится совестно. В самом деле, уже семь часов, пора бежать в зал, занимать место.
Вход находится на втором этаже. Ну, по крайней мере для таких же опоздавших, как я. Иду и думаю: «Вот бессмыслица, зашла сверху, а место мое все равно прямо напротив нижних дверей». Наконец усевшись и познакомившись взглядом с соседями, выдыхаю. Свет в зале, все еще включенный до этого момента, погас. Сердце забилось чаще, мною овладело беспричинное веселье и чувство предвкушения перед чем-то столь важным, как Студенческая весна родного факультета.
И предвкушение это было ненапрасным. Следующие полтора часа разбились на сцены, сцены на отрывки, отрывки на мгновения, и все вместе слилось в действительно интересное кино.
Первая сцена, обстановка очень торжественная. Хор из сорока человек поет «Gaudeamus» – негласный гимн студентов и по совместительству гимн учеников Уэлтона. Практически под потолком висят гобелены с лозунгом академии. Объявляется открытие нового учебного года, директор произносит торжественно-строгую речь.
Здесь же знакомимся с главными героями – будущим «обществом мертвых поэтов»: Нилом, Ноксом, Чарли, Тоддом и очаровательными девушками Крис и Джинни. Узнаем, что отец Нила – Мистер Перри – богатый и очень требовательный к сыну, а Тодд – застенчивый и, кажется, довольно талантливый. Но что дальше?
А дальше юноши спешат показать новичку Тодду «реальный» Уэлтон. Играет зажигательный рок-н-ролл, ученики хитро выглядывают из-за кулис и пускаются в пляс прямо в школьной форме и с портфелями в руках. Даже с восьмого ряда видны дерзкие улыбки на их лицах, и это заряжает. Уголки губ тянутся вверх, голова покачивается в такт. Танцоры полностью отдаются ритму и мелодии, что очень хорошо вписывается в сюжет про детей, находящихся в вечной рутине и дающих выход своей энергии таким образом. Не зря и номер называется «Веселье слаще после скук».
Надо сказать, вопреки прогнозам многих, эта весна будет богата на разного стиля танцы, да еще и зачастую с реквизитом. А кто-то говорил, что в этом фильме нет места танцу!
Дальше последует сцена изнуряющих уроков, где детям в головы вкладывают бессмысленную кашу из разных предметов. В ответ на непонимание – зубрежка, реакция на попытки протеста – выговор. Очень кстати здесь звучала бы песня «Скованные» с концерта прошлого года «Стиляги». Вместо нее играет переделанная «Another Brick in the Wall» Pink Floyd, однако такого ажиотажа, как на прошлой весне, у зала не вызывает.
Наконец, приходит спаситель. Так сказать, луч света в темном царстве – учитель литературы Джон Киттинг. С ним ученики начинают оживать, у них появляются цели и мечты, уверенность и собственный голос.
На одном из уроков мистер Китинг рассказывает, как в молодости собирал в старой индейской пещере «общество мертвых поэтов». Это вдохновляет учеников на побег в эту самую пещеру, а декораторов ИФЖиМКК – на захватывающее дух неоновое шоу.
На сцене в полной темноте появляются духи в красных масках, страшные фиолетовые пауки, летает огромный зеленый змей – все это ощущается, будто 3D-кинотеатре. Зал уже и так то ахает, то замолкает, то разражается восторженным криком, когда события на сцене принимают совершенно сюрреалистическую форму. Два больших безумных глаза и неоновый рот, словно жаждущий поглотить души каждого присутствующего, приводят меня и, я думаю, всех зрителей в восторг.
Ловлю себя на мысли, что вообще-то уже минуту сижу с приоткрытым ртом. Все эти ужасы на сцене олицетворяют не только страх темноты, но и внутренние страхи героев – быть пойманными, наказанными и, в конце концов, лишенными недавно обретенной духовной свободы.
Из ярких сцен также запомнился театр мод. Нежных, волшебных, нарядных и сверкающих фей со сложно сконструированными крыльями выводят на сцену в кульминации спектакля. Здесь по сюжету у главных героев все еще очень хорошо. Каждый осуществил свой замысел: Чарли устроил большую вечеринку, Нокс обрел любовь, Тодд раскрыл свой поэтический талант, а Нил прямо сейчас играет на сцене театра, как и мечтал.
Предпочла бы я, чтобы этим все и закончилось. Но что сделано, то сделано, и сюжет Студенческой весны неумолимо следует за сюжетом фильма. Предпочту однако оставить подробности тем, кто захочет посмотреть и то, и другое самостоятельно, и скажу так.
Когда, забрав из школы последние вещи, раздосадованный мистер Киттинг собирался уходить, Тодд неожиданно для всех взобрался на свою парту и с ее высоты воскликнул: «О капитан, мой капитан!». Последовав его примеру, ученики одни за одним встали на свои парты. «О капитан, мой капитан» звучало ни то эхом, ни то хором, напрочь заглушая угрозы директрисы. И в этот момент и Джон Киттинг, и зрители поняли – ученики Уэлтона обрели свободу, они обрели голос.
Для других зрителей эта история закончилась прощальной сценой, а для меня она продолжилась уже за закрытым занавесом. Здесь те же радостные ученики, достигшие своей цели – проведения студвесны. Они ликовали, не скрывая эмоций. Кто-то плакал и обнимался, кто-то скакал, как сумасшедший. Для многих это была последняя студвесна.
– Мы смогли, у нас все получилось, – протянула сквозь слезы белокурая девушка в школьной форме, обнимая подругу.
А для кого-то это был дебют.
– Мои первые впечатления? Я в шоке! – поведала брюнетка с белым ободком в волосах, певшая «Gaudeamus» в хоре.
– Это было круто, мы сделали нереально круто, замечательно и... И это только начало, вот! – с трудом переводя дыхание и подбирая слова, поделился лохматый паренек, игравший на электро-гитаре.
– Мы были всего в одном номере, у нас небольшая роль, это пока только начало. Но даже так, у нас уходило много сил на репетиции. Не представляем, сколько времени и сил прикладывают люди, которые участвуют в нескольких номерах, или которые это все создали, – рассказали две подруги из вокального номера.
Наконец, ко всеобщей радости на сцену поднялась директор ИФЖиМКК – Анна Дмитрова.
– Знаете, не хочется сейчас на эмоциях говорить слишком много очевидного. Поэтому первое слово «спасибо», второе – «надежда». Сегодня у меня было ощущение, что мне хочется так жить, в той стране, где есть такие люди, как вы. Спасибо!
Ее слова стали доброй точкой в огромной работе, проделанной за эти месяцы студентами, и не только. Скандированием «Ф-Ф-Ж» закончилась Студенческая весна ИФЖиМКК 2024 – «Общество мертвых поэтов».
Текст: Алина Лопатина
Фото: пресс-служба ЮФУ