И диплом получить, и бизнес открыть: как журналисту защитить ВКР в формате стартапа
Новшества — как прыжок с парашютом: страшно, но очень интересно. В прошлом году ВКР в формате стартапа в ИФЖиМКК защитили три студента направления «Журналистика». В этом — три студентки бакалавриата и студентка магистратуры. По исследованиям 2023 года, студенты жалуются на недостаточную освещенность такого формата. Давайте разберемся, что же это такое и как это реализовать.
Как все начинается?
В 2024 году свои стартапы на защите ВКР представили: Ксения Монастырская (научный руководитель — Ю.А. Наумова), Дилара Даутова и Дарья Кацюба (научный руководитель — Е.В. Шаповалова).
— Летом, когда мы с командой СИЦ ЮФУ оказались заперты без Интернета в Лиманчике, нам пришла идея альманаха о современной культуре и искусстве Ростовской области, — рассказывает Ксения Монастырская о создании своего проекта «Код».
Для первого выпуска темой стал Underground. К 28 августа ребята продумали содержание будущего номера. Набралась большая команда из авторов и дизайнеров. Уже в январе можно было подержать альманах в руках. Все остальное время занял поиск финансирования.
Ксения Монастырская на защите ВКР
Еще одним вариантом, как сделать из своей ВКР стартап, поделилась Дарья Кацюба:
— На третьем курсе я проходила практику в деловом издании «Эксперт Юг» и после осталась внештатным автором. Я «распробовала» деловую журналистику и захотела работать под руководством главного редактора Владимира Козлова.
Название проекта — «ПЛАН ТАКОЙ». Медиапродукт выполнялся под руководством заказчика, а это залог того, что он будет жить. Сейчас «ПЛАН ТАКОЙ» ищет инициативных журналистов и контент-менеджеров в команду.
Диплом Дилары Даутовой называется «Разработка мультимедийного проекта для конвергентного медиа «Эксперт Юг»». Студентка запустила проект «Наставник» для «Эксперт Юг», где речь идет о деловых разговорах с деловыми людьми. В первом выпуске героем стал соучредитель ГК «Бештау» Олег Осипов. За три месяца интервью на YouTube набрало 1958 просмотров. На сайте расшифровку просмотрели 4576 человек к настоящему моменту.
Магистерская работа Ирины Гордиенко посвящена созданию глянцевого журнала для академии дефиле и школы фотопозирования Ольги Татаринцевой. Студентка защищает свой проект 25 июня. Научный руководитель — Е.В. Шаповалова.
Магистерский медиапроект отличается от бакалаврского объемом, количеством источников для обзора и необходимостью выявить новое научное знание.
Особенностью каждого проекта была личная инициатива. Студентки приходили со своей идеей для ВКР, а уже руководители предлагали формат.
Преимущества
Сами студентки, конечно, отмечают практическую направленность проекта, возможность попробовать себя в роли предпринимателя.
— Я не хотела писать в стол, не хотела писать долго и заниматься тем, что мне кажется скучным, — комментирует Ксения Монастырская.
Ее научный руководитель Юлия Наумова поддерживает:
— Основное преимущество ВКР в форме медиапроекта — это практическая применимость результатов. Руководить такими дипломами сложнее, как и автору их создавать, но радует сама мысль, что исследование может иметь реализацию в реальной медиасреде. Это как написать две работы: одну — про выбранный тип издания, вторую — про созданный с нуля медиапродукт.
Недостатки
Как оказалось, недостатков у такого формата достаточно. Хотя лучше назвать это сложностями. Начнем с того, что формат стартапа пришел к нам из экономических направлений. Например, на Факультете бизнеса «Капитаны» студенты регулярно защищают свои работы в таком формате. Чтобы журналисту создать свой стартап, нужно обладать достаточными знаниями как в журналистике, так и в бизнесе.
— У Дилары и Дарьи не было специальных экономических документов по расчетам финансовых моделей для их проектов, — рассказывает их научный руководитель Екатерина Шаповалова.
Чтобы избежать множества проблем, она рекомендует студентам не делать СМИ с нуля, а делать его для заказчика.
Также Екатерина Владимировна отметила, что в таких проектах важна системность, а именно: четкое соблюдение дедлайнов и самоконтроль.
Научный руководитель Дилары и Дарьи впервые вела стартап-проекты. Она отметила, что это сложно, поскольку к такой работе больше требований.
Однако сама защита проходила в дискуссионном формате. Комиссия больше задавала вопросов по реализации и из интереса.
Ксения Монастырская также столкнулась с трудностями в сфере бизнес-планирования. Но на помощь пришли студенты факультета «Капитаны». Они помогли ей оформить стартап из данных, которые у студентки уже были: медиаландшафт и целевая аудитория.
— Мне понравился формат тем, что ты смотришь на все эти цифры и непонятные термины и осознаешь, что это уже не просто творческая единица, а потенциальный бизнес, — говорит Ксения.
Прошлое и будущее
Развитие прошлогодних медиапроектов остановилось сразу после защиты.
Например, Серафим Кулешов поделился, что свой медиапроект до сих пор считает выигрышным на медиарынке. Он остановил работу над развитием телеграм-канала «Юг спортивный» по личным обстоятельствам. И предупредил, что монетизировать такой проект сразу сложно.
В этом году на 3 курсе снова есть желающие для создания своего медиапроекта:
— Конкретной идеи пока нет, но думаю именно о медиапроекте. Не хочется что-то делать только в образовательных целях. Хочется что-то практическое, — делится студентка 3 курса Екатерина Непочатых.
Что в итоге?
Запросы на такие медиапроекты есть и будут. Подробную информацию вы можете узнать напрямую у своих научных руководителей. Постепенно в институте сформируется база из достойных образцов такой формы ВКР, и студенты будут смелее реализовывать свои идеи. Ничто так не пугает, как неизведанное. А может, это, наоборот, круто, когда ты создаешь что-то особенное?
Текст: Елизавета Брайко