Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Мероприятия

В ИФЖиМКК обсудили, как включить произведения современных авторов в «Разговоры о важном»

Кафедра отечественной и зарубежной литературы ИФЖиМКК ЮФУ в рамках работы V Всероссийского научно-образовательного форума «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» провела круглый стол «Перспективы привлечения текстов современных отечественных авторов в «Разговоры о важном».

На мероприятии обсуждали актуальные вопросы, связанные с литературным процессом в России, выясняли, каковы перспективы изучения произведений современных авторов в общеобразовательной школе, как популяризировать чтение в среде молодежи.

photo 2023 09 30 11 16 29

- «Разговоры о важном» – одна из таких возможностей, когда в открытой беседе есть шанс почитать, обсудить новые имена, новых авторов в связи с актуальными проблемами, -  отметила Анна Сергеевна Подковальникова, доцент кафедры отечественной и зарубежной литературы, кандидат наук. 

В ходе обсуждения затронули проблему восприятия массовой литературы и необходимость сформировать у школьников ощущение и понимание качества текста, с которым они работают. Удалось поговорить и о любимом и востребованном жанре у многих учащихся – антиутопии.

- Жанр антиутопии, оставаясь развлекательным, тем не менее предлагает очень широкий спектр проблем. Это тот самый вопрос, где элемент развлекательности работает на привлечение интереса школьника к определенному тексту, - прокомментировала доцент кафедры отечественной и зарубежной литературы, кандидат наук Светлана Михайловна Калашникова и привела в пример роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!». – Это текст, в котором поднимаются очень важные проблемы, связанные со структурой современного общества, подчеркиваются экзистенциальные проблемы, фобии. Это роман, который заставляет думать о собственном бытии, о проблеме смерти, о проблеме социума, выбора, нравственности.

Обсуждение коснулось и визуального восприятия школьниками информации. Из-за того, что подростки находятся в активном информационном поле, а именно в визуальном, фильмы и экранизация могут действительно помочь, привлечь и познакомить учеников с литературой.

- В рамках «Разговоров о важном» можно обсудить, как воплотили актеры ту или иную черту, характерную для героя, соответствуют ли актер, его роль и исполнение тем мыслям, которые хотел донести автор, - добавила Мария Владимировна Догаева, преподаватель ростовского филиала ВГИКа. - Видеоряд, конечно же, не заменит текст, однако он может помочь, простимулировать и вовлечь школьника в мир современной литературы.

Почему важно обращаться к современным авторам? Они говорят со школьником на одном языке – это и есть самая главная составляющая эмоциональной вовлеченности, отметили присутствовавшие.

Плавно и незаметно обсуждение подошло к сказкам. Профессор, доктор наук Анна Владимировна Кузнецова назвала это своим любимым жанром и заметила:

- Самое главное суметь показать ученикам, где ироническое обыгрывание сказочной проблематики, а где серьезное отношение… Нужно, чтобы эту иронию понял весь класс или его большая часть.

Во время проведения круглого стола упоминались такие произведения, как «Морос, или Путешествие к озеру» И. Бояшова, «Грех» З. Прилепина, «Кастрюля и звездопад» М. Шишкина, фильмы и сериалы «Доктор Живаго», «Куприн», «Белый Тигр», «Ненастье», «Сердце Пармы», «Пищеблок», «Зулейха открывает глаза», романы для подростков С. Лукьяненко «Недотёпа» и «Непоседа».

Участникам мероприятия было предложено ответить в письменной форме на несколько вопросов о перспективах изучения современной русской литературы в общеобразовательной школе. Результаты работы круглого стола помогут кафедре отечественной и зарубежной литературы ИФЖиМКК сформировать методические рекомендации к изучению новейшей русской литературы в школе.

Дарья Завгородняя

Фото Софии Полосовой