
Болонская система vs традиционное российское образование: студенты обсудили это на английском языке
11 февраля доценты кафедры английского языка гуманитарных факультетов ИФЖиМКК А.Ю. Поленова и Д.Н. Иванова провели в формате круглого стола дискуссию о будущем высшего образования в России. В ней приняли участие студенты 3 курса юридического и экономического факультетов. Все обсуждение было на английском языке. Мероприятие прошло в рамках празднования Дня российской науки.
В начале слово предоставили Ольге Бакуровой, приглашенному эксперту по образованию, педагогу-практику, имеющему непосредственное отношение к школе. Ольга Викторовна на английском языке изложила свое видение проблемы.
Сегодня вузы активно готовятся к глобальной реформе образования. В 2022 году Россия отказалась от Болонской системы образования, и сейчас идет разработка российской образовательной модели. Под новым подходом подразумевается возвращение к системе специалитета — более продолжительного и глубокого изучения специальностей (5-6 лет). Студенты юридического и экономического факультетов в своих презентациях рассмотрели преимущества и недостатки этих двух образовательных моделей.
В ходе обсуждения третьекурсники пришли к выводу, что нет такой идеальной модели образования, которая могла бы претендовать на статус универсальной. Лучше было бы предоставить университетам возможность использовать ту модель, которая им больше подходит: советскую — для научно-ориентированных университетов, болонскую — для практико-ориентированных университетов, или позволить вузам использовать гибридную модель.
Третьекурсники задавали друг другу вопросы.
«Как, по-вашему, следует изменить законодательство об образовании?» — спрашивает команда экономистов
«Вероятно, стоит сначала улучшить подходы к преподаванию, где это необходимо, а затем адаптировать законодательство об образовании к новым реалиям», — отвечают студенты юридического факультета/
«Какие есть плюсы и минусы платного образования?» — очередь юристов задавать вопрос.
«Из плюсов, — выделяют экономисты — студенты, которые платят за свое образование, более ответственно подходят к учебе, более целенаправленно выбирают специальность и стремятся получить максимальную отдачу от инвестиций. В платной системе образования вузы вынуждены конкурировать за студентов, предлагая качественные образовательные услуги и инновационные программы. Аргументами против платного высшего образования является, например, неравенство. Платное образование создает существенные барьеры для студентов из малообеспеченных семей, ограничивая доступ к высшему образованию и усугубляя социальное неравенство».
На дискуссии выступил заведующий кафедрой образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Александр Бермус.
«Вхождение в Болонский процесс было большой проблемой, а выход из этого процесса — еще более сложная проблема, — считает Александр Григорьевич. — Мы должны понимать, что нам бросают вызов очень многие факторы сегодняшней жизни, истории. И я надеюсь, что вы, новое поколение наших ученых, наших преподавателей, наших исследователей, сможете ответить на эти вызовы. Удачи вам».
В конце мероприятия доцент кафедры английского языка гуманитарных факультетов ИФЖиМКК Анна Поленова поблагодарила всех за участие в дискуссии.
«Большое спасибо за ваши содержательные выступления, вам удалось представить довольно подробный анализ. Я действительно горжусь вашими исследованиями и вашей точкой зрения, которую вам удалось выразить».
Текст: Анастасия Тимошенко