Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Мероприятия

В ИФЖиМКК провели лингвострановедческую конференцию D-A-CH-Kulturen

В ИФЖиМКК провели лингвострановедческую конференцию D-A-CH-Kulturen

29 марта в ИФЖиМКК кафедра немецкой филологии организовала лингвострановедческую конференцию D-A-CH-Kulturen. В мероприятии участвовали школьники из Ростова-на-Дону и области и студенты первого и второго курсов ЮФУ. Конференция прошла полностью на немецком языке, в смешанном формате: доклады по различным темам были представлены как в аудитории, так и в онлайн-режиме.

— Конференция проводится уже двенадцатый год, наши партнеры — школы, с которыми мы на связи, всегда рады участвовать в ней. Нужно отметить, что темы в этом году выбрали разнообразные, интересные. Несколько докладов посвящено 80-летию Великой Победы, историям российских немцев, нашей Родине. Представляли начинающие лингвистические исследования, проводили опросы, — прокомментировала Татьяна Овсиенко, доцент кафедры немецкой филологии.

Тема первой секции — «Между Россией и немецкоговорящими странами: мосты истории и культуры». В ее рамках доклады подготовили школьники Ростова-на-Дону, Цимлянска и Цимлянского района. Их работу оценивало жюри — сотрудники кафедры немецкой филологии: заведующий кафедрой, профессор Анна Ленец, доценты Екатерина Фирсова и Виктория Фатымина.

IMG_7664-3847584930.jpeg

Доклад на тему «Искусство России и немецкоговорящих стран: точки пересечения» подготовила София Арутюнян. Сначала ученица рассказала о становлении русской музыки и ее ключевых фигурах — Петре Чайковском, Сергее Рахманинове и Михаиле Глинке.

Обсуждая музыку немецкоговорящих стран — Германии, Австрии и Швейцарии, София подчеркнула:

— Немцы внесли огромный вклад в мировую культуру, искусство и науку. О них много говорят и пишут. Германия подарила миру целый ряд выдающихся личностей: композиторов, художников, архитекторов, ученых и спортсменов.

В конце школьница выделила общую черту музыкального искусства этих четырех стран — сильную традицию классической музыки, а затем — различия. Австрия — центр венской классики, Германия известна композиторами романтиками и электронной музыкой, Россия — эмоциональной мелодией, а Швейцария — альпийской народной традицией.

Ксения Костромина в своем выступлении рассказала о российских немцах. Самая юная докладчица — ученица седьмого класса — поведала, что первые немецкие поселенцы прибыли в Донской край в девятнадцатом веке, поскольку Таганрог был крупнейшим портовым городом на Азовском море. Первое из поселений называлось Эссенгаузен, а к 1917 году их насчитывалось 123.

IMG_7468-2837465849.jpeg

Ксения также провела опрос среди школьников, чтобы узнать, как много из них имеют немецкое происхождение. Опросив 314 подростков из трех учебных заведений, школьница выяснила, какой процент российских немцев обучается в Ростове и как много их них соблюдают традиции предков.

— Российские немцы играли важную роль в экономике и культуре нашего региона. Можно сказать, что они уже не гости, а часть нашего города, — заключила Ксения.

Дарья Вахрушева провела лингвистическое исследование. В своей работе она изучила образы, которые принимают животные в немецких и русских сказках, отметила сходства и различия в их характерах, сопоставила произведения по сюжетным линиям.

Кроме того, в этой секции Матвей Михайлютин подготовил доклад «Никто не забыт», рассказав о советском летчике Борисе Капустине, Маргарита Евлантьева поделилась «путешествием по Байкалу», а Варвара Казакова представила проект о школьных обменах.

IMG_7529-110022993.jpeg

В это время в студенческой секции представляли доклады в рамках темы «Россия и немецкоговорящие страны: культурные связи, традиции, известные личности». Проекты оценивали профессор кафедры немецкой филологии Лариса Шаповалова, доцент Ашхен Мелконян и преподаватель Юлия Лагажан.

Ангелина Кобиляж, студентка направления «Педагогическое образование», подготовила доклад о графе Буркхарде Христофоре фон Миних — выдающемся немце, внесшем вклад в развитие России. Студентка отметила, что за время службы в нашей стране он сформировал два новых гвардейских полка, реформировал Военное училище, основал в Санкт-Петербурге первый в стране кадетский корпус, ввел в армию корпус тяжелой кавалерии, создал первые гусарские полки и многое другое.

— Можно сказать, что люди немецкого происхождения стали частью российского общества со времен Древней Руси до наших дней, принося с собой знания и трудолюбие. Эта интеграция началась в различных областях: начиная формированием государственных институтов, заканчивая научными открытиями мирового уровня, — резюмировала Ангелина.

Исследование Ксении Яровой, студентки направления «Педагогического образования», касалось свадеб российских немцев. Сначала Ксения вспомнила об истории этой группы населения, а затем подробно раскрыла каждый пункт свадебного ритуала: сватовство, помолвка, свадьба, праздничный пир и снятие венка.

— Свадьбы российских немцев — уникальный пример того, как культуры могут смешиваться и создавать новые традиции. Они также показывают важность сохранения собственной истории, даже если вы живете в другой стране.

В секции представили и другие доклады. Например, тему православия в Германии изучал Николай Поляков, студент ИФиСПН; учащаяся направления «Зарубежная филология» Юлия Козиюк говорила о княгине Ольге — «виртуозе благотворительности», Полина Власова исследовала связь Гёте с Россией, а Меланья Смеюха и Арина Мельникова рассматривали журнал Burda Moden, чтобы определить влияние немецкой культуры на русскую.

После каждого выступления эксперты и участники конференции могли задавать вопросы докладчикам, а, заслушав все проекты, жюри определило победителей.

IMG_7732-2837465.jpeg

Анна Ленец, председатель жюри секции школьников, обратилась к участникам конференции, поблагодарив их за интересные доклады, затем объявила победителей двух этапов конкурса ЮФУ «Немецкий Ш-А-Г в будущее». В основном этапе (в нем ребята участвовали ранее) победителями стали Матвей Михайлютин, София Арутюнян и Варвара Казакова. Заключительный этап — прошедшая лингвострановедческая конференция. В ней жюри первое место отдало Дарье Вахрушевой, второе — Ксении Костроминой, третье — Ульяне Матковской (она готовила доклад на тему «Непобедимая Россия»).

Среди студентов места распределились следующим образом: первое — Ксения Яровая, второе — Ангелина Кобиляж, третье — Юлия Козиюк.

Текст и фото: Алина Зарубина