Без рубрики

«Иногда кажется, что ты получаешь образование потенциального безработного»: интервью с Владимиром Козловым

Генеральный директор «Эксперт ЮГ», главный редактор поэтического медиа Prosodia, писатель и выпускник филфака РГУ Владимир Козлов о роли высшего образования, будущем журфака и проблемах «хрустальной вазы» — для медиацентра ИФЖиМКК.

Как деловое издание работает со студентами

— В «Эксперт ЮГ» вы принимаете на практику студентов, у которых зачастую нет опыта работы в серьёзных деловых изданиях. Как вы строите процесс обучения? 

Студенты попадают к нам неорганизованно, приходят поодиночке и спрашивают «можно ли пройти практику». Это очень неудобно для редакции, мы не понимаем, сколько будет человек и на какой период, и поэтому раньше процесса обучения не организовывали. Если человек пришёл один, его прикрепят к какому-то отделу, где он будет получать задания непосредственно от руководителя, выполнять их и пытаться себя проявить. Такая система не очень работает. Было бы отлично, если бы мы от института могли получать сформированную группу людей, которые идут на практику. В таком случае можно чётко строить процесс обучения, потому что на самом деле, когда в интенсивно работающей редакции появляется необученный человек, которому нужно отчитаться перед университетом, это стресс. А если студент ленив, он попросту мешает работать, потому что думает только о своих отметках. 

В этом году мы подошли иначе: получили несколько заявок на прохождение практики из разных источников, собрали студентов в группу и усилили их обучение открытым предложением — Школой аналитической журналистики. Мы решили, что, если нам нужно научить этих людей базовым понятиям, пусть нас будут слушать не пять, а 25 человек. 

Какие качества вы цените в практикантах и в соискателях? 

Не все люди, которые учатся журналистике, готовы быть журналистами. Поэтому первое и самое важное, человек должен ощущать в себе любопытство по отношению к тому, как устроены процессы во внешнем мире. Без огонька любопытства невозможно развиваться в этой профессии, и на практике очень быстро становится понятно, интересно ли человеку в чём-то разбираться. Это даже не компетенция, и не вопрос мотивации, это про внутреннее отношение к миру, про уровень интереса к происходящему. 

Второй момент. Есть определённая разница между тем, как старшекурсники воспринимают себя, и как их воспринимают работодатели. В университете есть хорошая поддерживающая среда, и любой умненький ребёнок, находясь в этой среде, склонен переоценивать свою ценность на рынке. А для работодателя он чужой человек, который ничего не может продемонстрировать и ничего не умеет делать. Вот эта разница между жёсткой оценкой работодателя и искажённым восприятием себя отсеивает очень многих. Потому что со студентом, который пришёл на практику, неся себя, как хрустальную вазу, ничего не получится сделать. Человек должен адекватно себя настроить: ты пришёл получить опыт, и всё наше занудство и наша, может быть, не самая приятная энергия направлены на то, чтобы этот опыт извлекался. 

Третий момент. Как правило, хорошо, чтобы человек мог по-русски написать предложение без ошибок. Это колоссальное конкурентное преимущество. А если он абзац может написать без логических, речевых и грамматических ошибок, — у него значительное преимущество. Дальше можно сосредоточиться на умении работать с источниками, разбираться в предметной области, но если вся энергия журналиста будет уходить на то, чтобы правильно написать предложение, путь будет значительно длиннее и затратнее — и для человека, и для нас.

— Этих трёх критериев достаточно, чтобы стать хорошим журналистом?

В журналистике есть такая особенность, что можно хорошо зарабатывать, только если ты «звёздочка». Если ты «середнячок», то зарабатываешь ты скорее всего мало. Журналистика, к сожалению, не самая богатая сфера, поэтому требуется сиять — только это позволит выдвинуться. Я сам был такой «звёздочкой», иначе не смог бы так долго продержаться в медиа. Сейчас вижу колоссальное количество бедолаг, которые просто влачат существование в этой сфере, поэтому вопрос, на каком уровне в этой сфере ты хочешь быть, очень важен. И исходя из этого, нужно прикладывать определённое количество усилий, упорно развивать навыки.


В журналистике есть такая особенность, что можно хорошо зарабатывать, только если ты «звёздочка».


В нашей работе все-таки много ремесла. Это занудная вещь, потому что ремесло требует дисциплины. Это не движение по течению, это про культуру труда. А сегодняшнее представление культивирует не её, а скорее стиль жизни «лови свою удачу», который не предполагает создания фундаментальных умений. Человек выбирает не профессию, а стиль жизни, и ищет работу, которая бы не мешала ему жить так, как он хочет себя видеть. Может быть, здесь есть что-то здравое, но подготовке специалистов высокого уровня это безусловно мешает. 

— Когда к вам приходит бакалавр с красным дипломом, но без опыта работы в медиа, что вы с ним делаете? 

Я готов дать возможность проявить себя очень многим. Сначала мы разговариваем про то, чем человек занимался, в том числе в научной сфере. Если он получил диплом, значит он написал квалификационную работу по какой-то теме, в которую вникал. Я рассматриваю выпускные работы, как способность человека разобраться в сложной сфере. Особенно, если приходят люди с научными степенями, это лично для меня значимый показатель. Достаточно несколько минут поговорить о предмете исследования, чтобы понять, насколько свободно в нём разбирается человек. Поэтому красный диплом, защищённая диссертация — это плюс к портфолио или резюме кандидата. 

Другой вопрос: а почему при этом у него нет опыта? Если человек впервые задумался о работе, только получив красный диплом, у него скорее всего будут проблемы. Особенно, если это журналист. Возникает вопрос: «А где ты был всё это время?». Учился 4 или 6 лет журналистике, и о тебе никто не знает? Ты должен был заявить о себе в разных редакциях, и тогда уже логично, что к моменту, когда ты закончил, издания готовы сделать предложение о работе. В «Эксперте Юг» есть такой кейс: мы дождались, когда девушка закончит магистратуру, и приняли её в штат, до этого она работала и проявляла себя на внештатной основе. Для меня это идеальный вариант. Но несмотря на отдельные успехи, я считаю, что системной работы с работодателем университету не хватает. Очень сложно со стороны ориентироваться в том, как устроены процессы в университете.

Система тестовых заданий работает для журналистики? Можно ли посредством тестового понять потенциал и реальные знания соискателя?

Это помогает понять, стоит ли пробовать работать, потому что портфолио, с которым приходят люди — это микс заслуг автора и неизвестного редактора. Я обычно прошу изучить нашу информационную ленту и предложить три анонса потенциальных заметок, это позволяет увидеть, насколько человек понимает специфику форматов и поводов. По тому, что человек отбирает, мне многое о нём понятно. Если этот уровень пройден, мы утверждаем одну из тем — и пишется заметка. Её можно писать неделю, месяц, год — и тут тоже всё сразу понятно. Можно прислать её в день получения задания в диком виде, а можно — на следующий день в идеальном состоянии. Вариантов развития событий много, но по этим двум этапам всё понятно. Если эти этапы кандидат проходит, он принимается на испытательный срок. А уже в период испытательного срока мы присматриваемся друг к другу, человек проходит адаптацию и выходит на определённый объём работы. Воронка слишком широкая, отсев большой. Задание, которое я описал, на мой взгляд, довольно легкое и абсолютно стандартное, но выбывает до 99% соискателей. 

— Этим летом вы провели первый поток Школы аналитической журналистики. Как оцениваете результаты?

«Вау эффекта» не было, но мы будем продолжать работать. Добавим продвижение и фильтры для участников. Чтобы отсеивать немотивированных людей, участие будет платным, за символическую цену, но тем не менее. 

— Какая группа учеников, студенты или опытные предприниматели, показала себя лучше?

Я бы сказал, что очевидно более мотивированными были те участники, которые параллельно со Школой проходили у нас практику. Наилучший результат показал именно практикант. Среди других участников, в том числе студентов, немало тех, кто пользовался возможностью ничего не делать. А как я их заставлю? Я могу только взять с них деньги на старте и оставить ответственность за результат на них самих. Взрослые осмысленные люди, работающие в бизнесе, были довольно активны. Это вполне перспективная аудитория, эти люди пришли добрать аналитических компетенций и включались на разных этапах: кто-то предлагал темы, кто-то активно обсуждал, кто-то начал писать. Сейчас от одного бизнесмена жду интервью, потому что, как оказалось, расшифровка разговора это совершенно непривычный вид деятельности для бизнесмена, поскольку надо пальчиками стучать и набивать целое интервью.

— Почему вы создали Школу? Вузы не учат журналистов работать с аналитикой, или на всём рынке нет кадров?

Мы скорее создали не школу, а некую программу, которую готовы повторять в определённом объёме практически в любое время и в любом месте. Главная причина, конечно, в том, что аналитика — это самое сложное, что есть в журналистике, и я не знаю, где этому учат. Когда я сам руководил магистерской программой «Журналистика. Социальные медиа» в ЮФУ  — там была аналитическая журналистика, я знаю, кто её вёл, это был я сам. Но таких курсов больше нет. И выходит, что на рынке есть журналисты, а готовых кадров для нас нет. Приходят мотивированные и образованные люди, но при любом раскладе их приходится доучивать. Тяжёлый вход — это проблема аналитической сферы. Многие хотят попробовать, поэтому мы провели Школу, чтобы позволить людям заглянуть в нашу кухню, дать возможность попробовать без ущерба себе или редакции. Нам кажется, что это может дать нам преимущество на рынке кадров. 

— Prosodia и «Эксперт ЮГ» сотрудничают с ЮФУ. Расскажите про успешные кейсы с участием студентов.

Мы взаимодействуем через медиацентр ИФЖиМКК, которым руководит Андрей Рослый (Прим. ред. — руководитель медиацентра ИФЖиМКК). Было предложено сделать проект, при котором мы могли бы развивать социальные сети Prosodia в рамках проектной деятельности студентов. Особенно на начальном этапе это очень помогло, потому что поиск почти не видел наш сайт, и до 70% трафика приходило из соцсетей, а их вели студенты. Студенты продолжают развивать наши аккаунты, поддерживать их жизнеспособность. 

«Эксперт ЮГ» же покупает услуги по сопровождению в соцсетях, ведению видеотрансляций и фотосъёмки с конференций. Мы состоим в коммерческих отношениях и даём возможность сотрудникам медиалаборатории университета проверить свои компетенции в реальном СМИ. За результатом нужно постоянно следить, поскольку есть проблемы с включённостью работников, но это однозначно имеет и обучающий смысл, и смысл для работодателя. 

О ценности высшего образования и проблемах журфака

Как вы считаете, высшее образование определяет вектор развития личности?

Однозначно. Невозможно просчитать, как именно, просто важно заниматься тем, что нравится, и это как-то окупится. Вообще, в чём смысл высшего образования? Это шанс вникнуть в то, что наработало человечество в той сфере, которая тебе интересна. А наработано в любой сфере колоссально много. Поэтому, если ты никогда не сподобишься в этом разобраться и понять, как всё устроено, какие рабочие идеи есть, то больших результатов на любой траектории сложно показать. Выбор образования — это не выбор профессии, но выбор сферы, в которую человек будет вникать. В своё время я выбирал филологическое образование как то, которое позволит мне вникать в сферу литературы. Ещё меня интересовало книжное дело. Я поступал на отечественную филологию, и на рекламном модуле среди видов деятельности, которые можно освоить, увидел издательское дело и подумал, чтобы это моя цель. Уже потом я понял, что на отечественной филологии издательскому делу не учат. Но кто я сейчас? Я издатель во всех его проявлениях. 

Я довольно много занимался наукой, защитил две диссертации, поэтому хорошо представляю, что такое исследование, из чего оно состоит и как проводится. Не говоря о том, что обе мои темы были о поэзии, и сейчас я делаю медиа о поэзии. Знал ли я тогда, что это выльется в журнал о поэзии? Нет. Я просто делал следующий шаг в развитии, исходя из идеи, что готов погружаться в тему литературы. Но очень сложно убедить себя двигаться дальше, когда испытываешь отвращение к теме, поэтому главный критерий выбора образования — это интерес: должно хотеться «закопаться» в сфере.


Выбор образования — это не выбор профессии, но выбор сферы, в которую человек будет вникать.


— Вы описываете идеальный вариант, при котором человеку нравится его направление. А в случае с теми, кто после вуза не работает по специальности, — учёба оставляет след на личности? 

Вы знаете, это очень зависит от человека. Есть те, кто каждый год хочет начинать новую жизнь, забывая о старой, и для них важно перешагивать через предыдущий опыт, стирая его начисто. На таких людей высшее образование не будет влиять, потому что они не используют его в дальнейшей жизни. Ещё есть люди, которым попросту всё в жизни мешает заниматься любимым делом. И, наконец, есть те, которым все помогает. Поэтому ваш вопрос, он про то, как устроено сознание человека: если оно настроено на получение навыков, работу вдолгую и готовность признавать свои увлечения неслучайными — любой опыт будет полезен. Это скорее вопрос о разнице между зрелым и незрелым человеком. Человек может долго зреть, это его право. Но в конечном счёте, всё начинается, когда он начинает суммировать и накапливать опыт. А пока ему кажется, что пять лет назад он выбрал профессию неудачно, а сейчас сделает правильный выбор, и там не будет проблем — это самообман. Так не бывает. Будут одни и те же проблемы, куда бы ты не пошёл, вопрос в том, чтобы принимать их и брать за них ответственность. 

— Если человек ещё не созрел и не определился, нужен перерыв — так называемый, gap year. Как вы к такому относитесь?

Я считаю, что такая опция должна быть. Человек может быть готов к университету, а может быть не готов. Если нет, он должен иметь возможность взять перерыв. Сама система образования — это такая бесконечная гонка, что можно только мечтать о легальном перерыве. Разбираться надо не с этим свободным годом, а с тем, как сформировалась неразрывная цепочка «школа-вуз-работа». Важное уточнение, что возможность взять перерыв есть только у девочек, потому что мальчиков поджимает армия. Они стремятся поступать в университет во многом только из-за армии. Перед глазами много примеров, когда человек явно не понимал, что ему надо, и было очевидно, что год армии оказал бы гораздо большую пользу.  

Если бы ваш старший сын Михаил сказал, что хочет взять gap year, вы бы не переживали как родитель, что он теряет время?

Это не единственный вопрос, который надо обсуждать с родителями. Сейчас это автоматом бы означало срочную службу сразу после школы. Если это осознанный выбор — хорошо. Но каким образом можно просидеть год дома, не попав в армию? Прячась? Я не поддерживаю это. У меня ребёнок получил аттестат, и на следующий день ему уже позвонили и попросили принести копию в военкомат. 

— Высшее образование — это про фундаментальность и академичность. Всем ли это нужно? 

Думаю, здесь каждый должен слушать самого себя. Для меня фундаментальное образование имеет непосредственное практическое значение. Я, например, склонен к аналитической исследовательской деятельности, и в силу этого фундаментальное образование необходимо как одна из идеальных методик деятельности. Иногда, если посмотреть на то, как сложился рынок, тебе кажется, что ты получаешь образование потенциального безработного, поэтому в современном мире все должны уметь находить применение знанию, нужно уметь быть предпринимателями: знать как устроен проект, из чего он состоит, как управлять проектом. И если человек в этом хорош, но на рынке нет ниш для его компетенций, он может для себя создать проект, который бы отвечал его запросам. Например, «Эксперт ЮГ». То, как он сегодня выглядит, — это наше произведение искусства, его модель сильно отличается от федерального «Эксперта»

— Получается, нужно уметь применять любое фундаментальное знание в реальном мире? 

Однозначно. Многое из того, что я делаю сейчас основывается на моём опыте научной деятельности. Мои диссертации были, если не погружаться в специфику, про структуру высказывания и его разные типы. Художественное произведение — это высказывание в его самых сложных формах. Я его проанализировал очень глубоко, знаю, как оно строится, на каких уровнях реализуется. А чем я теперь занимаюсь? Поэтическим медиа, разными типами высказываний. Любое академичное знание можно переложить на практику.


Иногда, если посмотреть на то, как сложился рынок, тебе кажется, что ты получаешь образование потенциального безработного


— Может ли университетская среда негативно повлиять на личность?

Негативное влияние — это стагнация в зоне комфорта. Если во время учёбы не создавать связи с внешним миром, можно попасть в стрессовые ситуации в связи с тем, что колея — удобная учебная среда — закончилась, а что делать дальше — непонятно. Нормальная университетская среда должна готовить человека к внешнему миру, чтобы облегчить ему следующий шаг. Поэтому важно налаживать сотрудничество университета с работодателями, чтобы человек на этапе обучения уже имел ряд зацепок во внешней среде и мог в ней ориентироваться. Негативная среда выпускает неготового к реальности студента. Встреча с потенциально травмоопасной реальностью должна происходить постепенно.

— Есть убеждение, что для некоторых профессий вуз не нужен. Например, Познер не раз говорил о бесполезности журфаков: «Учить журналистике, как и учить писательству невозможно». Как вы считаете, есть профессии, для которых не нужно высшее образование?

Как человек, который не получал высшее образование по журналистике, я не готов приговаривать это направление. Я думаю, что есть виды образования, которые в первую очередь не про фундаментальное знание, а про методики, про рефлексию того, что работает, а что не работает. У журналистики как образования, мне кажется, большой потенциал обновления. Есть такая вещь как коммуникации, публичная сфера, медиа. И СМИ — это всего лишь одна из составляющих медиа. В сфере коммуникации, как в подразделе философии XX века, много своей теории, это отдельная предметная область. И она шире, чем журналистика. Когда человек, которого учили только журналистике, попадает в сферу медиакоммуникаций, он может чувствовать себя беззащитным. Его нужно вооружать по всем фронтам, чтобы он мог создать новое медиа, знал, как управлять им и как его развивать. Нужно выпускать управленцев в сфере медиакоммуникаций, и при этом держать баланс с ремесленными задачами. В основе ядра журналистики лежит умение рассказать историю, доступно и с погружением — это и есть ремесленная часть, а всё остальное это про создание и управление каналами, через которые история будет транслироваться. Мы не можем заниматься только журналистикой, но на её базе можем многое построить. 

О личном опыте

— Вы закончили филфак РГУ, но с 2001 года работаете в сфере медиа. Как это получилось?

Я филологию выбирал, потому что считал себя литератором, и уже пришёл туда, как человек пишущий. В какой-то момент стал думать, где вообще можно применить мои навыки письма — и ушёл в журналистику. На первом месте работы, на радио «Эхо Ростова», нужно было писать новости, чтобы у ведущего было что читать. Я пришёл и увидел, что никто не берётся за экономический сегмент ввиду его сложности, и подумал: класс, это и будет моя ниша.

— Это интерес или вызов?

Ну, какой интерес может вызывать у здорового человека содержание газет! Просто я был тогда на стадии, когда пришло осознание, что для заработка денег когда-то надо начинать использовать голову. Пришёл в редакцию, впервые прочитал газету, посмотрел, как живёт общество, что важно людям, попытался подхватить сюжеты, развить их. Это закрутилось очень быстро, я перешёл в пишущую журналистику, и оказалось, что эта методика применима везде. 

— Какие из филологических компетенций оказались применимы к журналистике?

Навыки письма и глубокое знание русского языка. Я уверен, что умение изысканно изъясняться помогло мне в журналистике и поможет в любой другой сфере. Это следствие именно фундаментального образования. Ещё, конечно, научная деятельность, как я уже отмечал. 

— С 2007 по 2019 год вы преподавали в ЮФУ. Как вы стали преподавателем, и почему разошлись пути с университетом?

В 2007 я закончил аспирантуру и начал преподавать. Надо было отдать долг университету — он меня научил, вскормил. На тот момент я преподавал хорошие литературные предметы и спецкурсы. У меня был спецкурс по Бродскому, спецкурс по современной поэзии. А потом филологических дисциплин становилось всё меньше, а журналистских всё больше. Стало казаться, что работа движется не по желаемой траектории. В 2019 году я уходил, потому что серьёзно перенапрягся. Я в тот момент подумал, что ещё молод для того, чтобы попытаться сконцентрироваться на развитии собственных проектов. Тогда, собственно, и появился сайт Prosodia, в этот период я написал книгу.

— Вы считаете себя хорошим преподавателем?

Должен сказать, не очень люблю преподавать. Есть чёткое разделение на преподов и практиков. Я практик, меня жутко расстраивают троечники, но никуда нельзя деться от людей, которые сидят с пустыми глазами, а потому будут выпрашивать «удовлетворительно». Я не могу ничего дать тем, кто приходит отсидеть положенное время, но тем, кто хочет разобраться в предмете, я могу дать довольно много. А у препода другое устройство: он вещает, немного развлекает — и не переживает по поводу троечника. 

— Во время преподавания вы замечали, как меняются студенты из поколения в поколение?

Мне кажется, в потоках студентов был провал. Когда в университете был низкий проходной балл, сложилось ощущение, что приходили люди такого уровня, при котором большая часть обучения в университете представляла собой ликвидацию пробелов школьного образования. Когда человек на четвёртом курсе впервые в жизни читал «Один день Ивана Денисовича» — это очень грустно. Потом уровень стал выше гораздо, повысился вступительный балл. Стали приходить значительно более интеллектуальные дети, в какой-то момент сложилось впечатление, что пришло новое поколение. Возможно, это было не поколение новое, а результат системной работы по отбору тех, кто нужен университету. Но дети стали более сильными и любопытными — это факт. Мне кажется, сейчас студенты гораздо более открыты к новым темам. Поэтому я и считаю, что Prosodia не могла бы появиться в нулевых: только в середине 2010-х годов стали появляться сообщества по интересам, люди стали отходить от безумной прагматики, характерной для предыдущих поколений. Они стали думать, чем они вообще увлекаются, что любят и чем хотят заниматься вне зависимости от того, приносит ли это доход. Для студентов творчество вышло из зоны маргинальности, оно стало плюсом к их общей картине личности.

— То есть, утверждение, что студенты в массе своей утратили тягу к знаниям неверно?

Я не особо разбираюсь в поколенческих вопросах, но точно могу сказать, что студенты — это аудитория, а аудиторию надо изучать. В своих медиа мы ежегодно проводим опросы читателей и фиксируем, что они читают, чего от нас ожидают. И, по идее, детальные опросы студентов могут дать глубокое понимание: кто пришёл, как меняется их образ, мотивация, как они эволюционируют. Университет должен быть вооружен качественной социологией, чтобы более точно предлагать программы, виды досуга и работодателей. Я совершенно не доверяю непроверенным данным и каким-то разовым ощущениям: встретил неприятного человека — и вот тебе уже кажется, что всё поколение гнилое. Мне очевидно, что везде есть люди, которые по-хорошему удивляют. Поэтому я не склонен говорить, что наша молодёжь безнадёжна. 


Я не могу ничего дать тем, кто приходит отсидеть положенное время, но тем, кто хочет разобраться в предмете, я могу дать довольно много.


— Что вы посоветуете студенту,который поступил не на ту специальность и не может отчислиться из-за давления родителей?

Что значит, не может отчислиться? Студент — это уже половозрелый человек, он обязан сам принимать решения.

— А как же финансовая зависимость?

Рано или поздно эту проблему надо будет решать. Конечно, не конфликтами и не в лоб, но надо будет. Большая часть проблем в этой сфере связана с тем, что студент уверен, что он ещё ребенок, а родители — что они могут имеют право что-то решать в его жизни. Это не так: родители в любой момент могут быть посланы. Я, например, не жил с родителями с момента, как закончил школу, потому что понимал — ответственность за моё будущее на мне. Возможность изменить ситуацию всегда есть, особенно сейчас. Несложно разобраться, как перевестись в другой вуз, как получить место в общежитии, или, если у тебя есть руки и ноги, устроиться  курьером и носить пиццу по клиентам. Родители могут только слушать и давать советы, но всё остальное тебе придётся делать самому. То, что я сейчас говорю, может и вдохновлять, и подавлять, но таков процесс выхода человека во внешнюю среду. Он всегда стрессовый, и миновать этого этапа невозможно. 

Я считаю, если человек пришёл к выводу, что он убивает жизнь на чуждую ему сферу, нужно постараться донести это до родителей. Безусловно, проблема в том, что родители часто не хотят слышать детей, но, если они проигнорируют аргументы ребенка, они получат гораздо больше неприятностей. Потому что ситуация рано или поздно рванёт, и в конечном счёте ребёнок, к примеру, не придёт получать диплом, потому что он ему не нужен, и тогда точно пять лет будут выброшены в никуда. Надо решать проблему, пока она контролируема. Родители должны ценить, что им доверились, рассказали о проблеме, что их ребенок оставляет им возможность помочь.

Беседовала: Дарья Кацюба
Фото: Алёна Бессарабова, личный архив героя
22.07.2022