
«Филологические вторники»: «”Кто не понимает в народе нашем православия… тот не поймет и самого народа нашего” (Ф.М. Достоевский)»
25 марта в Институте филологии журналистики и межкультурной коммуникации прошла очередная лекция проекта «Филологические вторники». Этот сезон «Филологических вторников» посвящен 110-летию ЮФУ и его выдающимся ученым.
Лекция на тему «”Кто не понимает в народе нашем православия… тот не поймет и самого народа нашего» (Ф.М. Достоевский)”» прошла в память о литературоведе, докторе филологических наук, профессоре Вадиме Николаевиче Белопольском. Провела ее Елена Белопольская, кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной и зарубежной литературы.
В.Н. Белопольский родился в Ростове-на-Дону, детство провел в Таганроге, там же он окончил среднюю мужскую школу № 2 им. А.П. Чехова. Тогда девятиклассником он прочитал полное собрание сочинений запрещенного в то время Достоевского. Творческое наследие великого писателя навсегда останется центральным мотивом научной деятельности В.Н. Белопольского. Вся жизнь Вадима Николаевича была связана с его alma mater – филологическим факультетом РГУ (позже ИФЖИМКК ЮФУ), где с 1969 г. он работал, а с 1991 г. по 2012 г. возглавлял кафедру истории русской литературы. В.Н. Белопольский разделял убеждения Достоевского о необходимости учета национальной специфики научного познания.
Русская литература генетически связана с православием, поэтому особенности православного мирочувствия важны для ее понимания, подчеркнула Елена Вадимовна. Она рассказала о разных подходах, которые присутствуют в работах современных литературоведов, исследующих православную традицию в русской литературе (А.М. Любомудрова, М.М. Дунаева, И.А. Есаулова и др.)
На лекции речь шла о богословском споре между исихастами и гуманистами о природе Фаворского света, столь важном для понимания особенностей православия и западного христианства; о специфике героев русской классической литературы, как правило, не стремящихся к материальному достатку; о новых категориях филологического анализа. Особое внимание Елена Белопольская уделила пасхальному архетипу, доминанта которого свойственна православной культуре: для русского человека важнее всего не то, что Христос родился, а то, что он «смертью смерть поправ», открыл путь к Воскресению. Рождественский же архетип главенствует в западном христианстве, а также он часто встречается в произведениях советских писателей и поэтов. На примере «первого опыта православного романа» И. Шмелева «Пути небесные» Елена Вадимовна рассказала о духовном реализме, для которого обязательна, по словам исследователя А.М. Любомудрова, «реальность присутствия Бога в мире».
На встрече вспоминали русскую классику: пушкинскую «Капитанскую дочку», в которой живо единство русского мира, знаменитый булгаковский роман и споры вокруг Ершалаимских глав, а также другие известные произведения русских авторов XIX и XX веков.
— Впечатления у меня очень хорошие. Я знал лично Вадима Николаевича, слушал его курс по Достоевскому. Все, о чем говорилось в начале лекции, связанное с этим исследователем, мне понятно и близко. Ну и дальше, та линия, которую взяла Елена Вадимовна, она тоже интересная, она спорная во многом, но во всяком случае заслуживающая внимания, — поделился Олег Иванов, слушатель лекции, доцент кафедры отечественной и зарубежной литературы.
Текст и фото: Вероника Куцева