Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Мероприятия

«Неделя науки — 2024»: на секции «Мифопоэтика» исследовали образы вампиров, русалок и искали библейские мотивы в романсе Гарсиа Лорки

«Неделя науки — 2024»: на секции «Мифопоэтика» исследовали образы вампиров, русалок и искали библейские мотивы в романсе Гарсиа Лорки

В рамках «Недели науки — 2024» 17 мая в ИФЖиМКК прошла секция «Мифопоэтика». Жюри, состоящее из доцентов кафедры отечественной и зарубежной литературы И.А. Черненко (председатель) и А.А. Багдасаровой, а также специалиста по УМР А.А. Алентьевой (секретарь), заслушало доклады студентов разных курсов.

Первой с докладом на тему «Мифопоэтика романа Г. Майринка “Голем”» выступила студентка четвертого курса Яна Локтионова. Она исследовала мифопоэтические элементы произведения, включая идеи буддизма, кабаллы и других учений. Особое внимание было уделено пути духовного становления главного героя, его перевоплощениям в Голема и связи с мифом о сотворении Адама. В докладе также обсуждались мотивы андрогинности и гермафродитизма, а также относительность пространства и времени в романе.

«Писатель, соединяя элементы разных мифологических систем, создает уникальный авторский миф, отражающий его мировосприятие и позволяющий сконструировать путь духовного становления главного героя», —подытожила докладчица.

Обучающийся четвертого курса Дмитрий Вирченко представил доклад о мифопоэтической интерпретации романа Г. Грасса «Жестяной барабан». Он подчеркнул многогранный характер мифологизма в романе, отметив сходство с системами инициации героя у Кэмпбелла и Проппа, а также продуктивность психоаналитических трактовок. Вирченко также интерпретировал Оскара как Трикстера, фигуру, объединяющую противоположности и обладающую медиативной функцией. Он подчеркнул, что Освенцим представляет собой травму, разделившую историю на «до» и «после», и что литература становится способом справиться с этой травмой.

Третьим собравшиеся заслушали доклад «Библейские мотивы в романсе Ф. Гарсиа Лорки “Romance de la Guardia Civil española”» студентки второго курса Екатерины Епхиевой. Докладчик рассмотрела библейские мотивы в романсе, который входит в сборник «Цыганское романсеро». Романсеро написано в сложный исторический период Испании.

«В начале двадцатого века страна переживает тяжелое время, находится под гнетом тиранического режима диктатора Примо де Ривера, и это время отмечено кульминацией разгула жандармерии», —отметила Екатерина.

Фигура жандарма в романсе подвергается обесчеловечиванию, представители гвардии теряют все человеческие характеристики. События разворачиваются в канун Рождества, цыганский город предстает перед читателями как библейский город. В числе действующих лиц появляются Иосиф и Дева Мария, по улицам шествуют восточные цари, цыганские дети сопоставляются с младенцем Иисусом. Докладчик отметила, что многие исследователи соотносят въезжающий в город патруль с войском царя Ирода. Однако Лорка отходит от канонического сюжета: Иосиф и Дева Мария активно участвуют в событиях, хотя по библейскому сюжету их в это время в городе не было. В романсе нет прямого упоминания об Иисусе, что может указывать на то, что в реальности, омраченной вторжением жандармов, его рождению не суждено было случиться. В отличие от библейского сюжета, в котором царь Ирод несет наказание за свои злодеяния, в романсе Лорки нет правосудия. В финале произведения мы видим лишь сожженный дотла город, который в молчании покидает гражданская гвардия. Это подчеркивает безнаказанность и вседозволенность, характерные для того времени. Обращение к библейским мотивам позволяет Лорке познакомить читателя с народными традициями Андалусии. В стихотворении упоминаются черешня, уличное шествие восточных султанов, испанских волхвов, дарящих детям подарки на Рождество, вифлеемское художество, строительство игрушечного вертепа детьми.

Далее с докладом «Магический реализм в повести Салмана Рушди “Гарун и море историй”» выступила второкурсница Полина Неделько. В работе рассматривались особенности магического реализма в повести, такие как мотив инициации, наличие волшебных помощников и предметов, связь с мифологией и сказками. Было отмечено, что магический реализм Рушди сочетает универсальные элементы с авторской спецификой, отражающей его картину мира. Особое внимание было уделено символизму названия города Гарун, который переводится как «история».

Тему «Мономиф в романе Н. Геймана “Сыновья Ананси”» представила Елизавета Ичик, также второкурсница. Она проанализировала основные этапы пути героя в романе, сопоставив их с этапами мономифа. Особое внимание Елизавета уделила роли близнечного мифа в романе, а также трансформации главного героя и его брата на протяжении повествования.

Студент 3 курса Никита Белько выступил с докладом «Генеалогия “чужести”: образ вампира в английской литературе», в котором рассказал об истории возникновения и развития образа вампира в английской литературе XIX века. Он отметил, что, несмотря на отсутствие вампироподобных существ в британском фольклоре, именно в Англии появились первые литературные произведения о вампирах. Исследователь предположил, что этот образ был заимствован из других культур.

Белько проследил истоки образа вампира в античности, где существовали мифы о кровожадных существах, таких как Ламия, Эмпуса и Мормо. Он также отметил влияние цыганского фольклора, распространившегося по Европе в XIV-XV веках, на формирование образа вампира в славянских и европейских землях.

Особое внимание докладчик уделил роману Брэма Стокера «Дракула», который стал культовым, и наиболее детально описал природу вампиров, представив новый тип вампира — графа Дракулу. Студент подчеркнул, что «Дракула» стал образцом для многих последующих произведений о вампирах.

Последней докладчицей стала третьекурсница Елизавета Посохова с темой «Образ русалки в английской литературе рубежа веков». В своем исследовании она проанализировала сказку Оскара Уайлда «Рыбак и его душа» и роман Герберта Уэллса «Морская дама», выявив в них как традиционные мифологические и романтические мотивы, так и новые элементы, характерные для литературы рубежа XIX-XX веков.

В обоих произведениях присутствует образ прекрасной девы с рыбьим хвостом и золотистыми волосами, заманивающей молодых людей. Уайлд также использует мотивы пения и нелюдимости русалки, а Уэллс — мотив любовного треугольника и утопления главного героя.

Особое внимание Елизавета уделила влиянию кельтской мифологии на образ русалки у Уэллса и новым мотивам, появившимся в литературе рубежа веков. Так, у Уайлда присутствует синтез авторского видения греческой мифологии, а у Уэллса — элементы продуктивной модернизации

Жюри отметило высокий уровень всех представленных докладов. После обсуждения всех работ были определены лауреат и призеры:

  • 1 место: Дмитрий Вирченко, «Мифопоэтическая интерпретация романа Г. Грасса «Жестяной барабан»;
  • 2 место: Екатерина Епхиева, «Библейские мотивы в романсе Ф. Гарсиа Лорки «Romance de la Guardia Civil española”»;
  • 3 место: Елизавета Посохова, «Образ русалки в английской литературе рубежа веков».

Было отмечено, что представленные доклады могут стать основой для дальнейших научных исследований и публикаций.

«Мы ждем вас в числе выступающих в следующем году, и ваши научные руководители ждут вас, чтобы продолжить эту работу и оформить в какое-то произведение, которое может быть напечатано, развито и представлено уже на другой конференции», — отметила председатель жюри Ирина Черненко.

Текст и фото: Иван Сизоненко