Прометей патриархальной Испании: в «Горизонт CINEMA & EMOTION» обсудили фильм El maestro que prometio el mar
28 сентября в «Горизонт CINEMA & EMOTION» состоялся специальный предпрокатный показ фильма-драмы «Учитель, обещавший море». Спикером на спецпоказе выступила доктор филологических наук, заведующий кафедрой отечественной и зарубежной литературы ИФЖиМКК Ольга Джумайло.
В лекции перед просмотром фильма Ольга Анатольевна пояснила историческую канву фильма об учителе:
— Республика 1931 года с её реформами была разгромлена фалангистами в крови Гражданской войны. В сюжете этого фильма для испанцев есть подлинная национальная трагедия насильственного забвения пугающих страниц прошлого.
Драма основана на реальной истории талантливого учителя-реформатора — Антонио Бенайжеса (архивные фото были показаны в конце фильма). Он был последователем педагогической технологии французского педагога-новатора Селестена Френе, в основе которой выступает личный опыт ребенка. Антонио учил детей, выявляя потенциал каждого из них, он хотел показать им лучшую жизнь и дать возможность в будущем жить ею, переживал и боролся за каждого ребёнка. В этом провинциальном и консервативном месте, где дети, не видевшие ничего, увидели с таким учителем «целый мир». Но Антонио так и не удалось показать детям обещанное море…
Началась Гражданская война. Провинция Бургос, где учил детей Антонио, подчиняется контролю армии. Фалангисты обвиняют Бенайжеса в атеизме, коммунизме и предательстве Родины. Жизнь Антонио теперь ему неподвластна…
— Утверждается, что таких учителей-новаторов в то время было до 20 % по всей Испании, и все они пострадали от франкистского правительства. Это были действительно страшные события, которые коснулись учителей-реформаторов, людей, которые мечтали о новой Испании,
— Ольга Джумайло.
Драма «Учитель, обещавший море» погружает зрителей в этот непростой трагический киносюжет с разной сменой временных локаций: день сегодняшний и исторический экскурс в прошлое. Завязка сюжета происходит в настоящем: молодой женщине Ариадне становится известным, что её дедушка Карлос, живущий в доме престарелых на берегу моря, давно пытается найти место захоронения своего отца. Ариадна узнаёт об эксгумации братской могилы, где предположительно были погребены останки её прадеда, и направляется туда. Там происходит знакомство с местным жителем Эмилио. Ариадна выясняет, что он и её дедушка Карлос вместе учились в школе у талантливого учителя Антонио Бенайжеса, которого после установления диктатуры Франко схватили военные. Впоследствии он был объявлен «пропавшим без вести».
Педагогические методы, присутствовавшие в арсенале учителя Бенайжеса, были совсем не традиционными для того времени. Он научил работать детей на своем ручном типографском станке и вместе с ними печатал самые настоящие книжки. Каждый ребёнок мог сделать книгу обо всём на свете — о том, что его окружает, о мечтах, о своих родителях, о каких-то незначительных для взрослых, но важных для детей вещах.
«Моя задача сделать так, чтобы они как можно дольше оставались детьми», — говорит в фильме Антонио Бенайжес.
На одном из уроков на природе Антонио узнаёт, что никто из этих маленьких людей ни разу не был на море. Тогда учитель обещает ребятам организовать летом поездку в его родной прибрежный городок. Каникулы далеко, и ученикам необходимо решить такую проблему — убедить родителей отпустить их в такое путешествие и дать на это разрешение. Не сразу, но всё же консервативно настроенные родители сдаются и подписывают документ о разрешении на путешествие.
«Эти дети не представляли другой жизни!» — замечает Антонио Бенайджес. Они узнали другую жизнь. Только страшнее и печальнее.
Режиссер Патрисия Фонт создала непростую историю, мощную своим драматизмом. Немаловажный вклад в создание фильма внёс исследователь-документалист Сержи Берналь. Именно он в 2010 году во время эксгумации общей могилы в Бургосе провёл целое расследование и открыл общественности историю учителя Антонио Бенайжеса. Он опросил всех оставшихся в живых учеников Бенайжеса, собрал уцелевшие архивные документы, хотя от упоминаний об учителе мало что осталось: франкисты тщательно уничтожали следы своих преступлений. Некоторым ученикам удалось сохранить те самые книжки, которые они делали на уроках с Антонио. В том числе самую главную — «Море. Глазами детей, которые там никогда не были».
— В Испании существует Пакт забвения, принятый в 1977 году. На государственном уровне было принято решение о том, что не будут раскапывать могилы прошлого, не будут проводить расследования тех кровавых событий Гражданской войны. Эта политика забвения продолжалась до начала 2000 годов,
— Ольга Джумайло.
После просмотра фильма «Учитель, обещавший море», состоялось его обсуждение. Правда, началось оно не сразу, эмоции, переполнявшие зрителей, не давали возможности говорить. Зрители были единодушны в том, что это замечательный фильм. Решение сложных режиссерских задач и великолепная актёрская игра делает его таким. Звучали такие мнения:
— Антонио Бенайжес — фигура христианская. Смерть во спасение.
— Несмотря на то, что учитель атеист, он всё-таки символ веры — веры в себя, в собственные способности, в свободу и нравственные ценности.
— Антонио — как Прометей: дал людям свет образования, за что потом и заплатил ценой жизни.
— Ариадна — имя главной героини не случайно. В её руках невидимая нить, при помощи которой можно будет найти путь к забытой памяти.
— Политическая повестка фильма — открытый мир. Мир без границ.
— Преемственность поколений — отыгрывается в фильме через детали. Мальчик Карлос делает деревянную лошадку, и деревянная лошадка висит на зеркале у его внучки Ариадны в машине.
— Разрушение сословных иерархий происходит на наших глазах на примере дружбы Антонио и Чаро.
— Сложное положение мэра и других жителей Бургоса при смене политических режимов.
— Олицетворением свободы в фильме является дочка Ариадны: она может рисовать, может играть, танцевать и видеть море. И делает это, когда захочет.
— На склоне лет теперь может видеть море и Карлос: оно огромное, безграничное, живое и всегда у него перед глазами — детская мечта сбылась…
И еще в одном зрители были единодушны: самая сильная сцена в фильме — когда Ариадна останавливается на предполагаемом месте расстрела Антонио Бенайжеса, физически ощущает всю эту боль и переживает её сама.
Текст и фото: Оксана Чичиль