
Булгаков, цола-чола-шола-щола, дыхание диафрагмой, или Как журналисты стали театралами
23 декабря у студентов-первокурсников направления «Журналистика» прошел зачет по дисциплине «Техника речи», впервые после долгого перерыва появившейся в учебных планах. Студенты показали, чему они научились за семестр, выполнив упражнения для развития речи и инсценировав отрывок из булгаковского романа.
Перед зачетом первокурсники поделились своими воспоминаниями и впечатлениями от курса «Техника речи».
— Честно, это были незабываемые полгода, потому что такого преподавателя — творческого, активного и дружелюбного — встретить можно нечасто. Я не могу представить более интересного зачета, чем постановка театральной сценки, — рассказала Алина Виндилович.
— Техника речи — это очень хорошая вещь, которая помогает понять, куда нужно двигаться дальше. Теперь я знаю, что нужно для того, чтобы развить голос, что нужно, чтобы правильно себя вести на камеру, — признался Вадим Скворцов.
Вначале Людмила Себякина, преподаватель дисциплины, сказала приветственное слово, рассказала, над чем работали студенты в течение семестра, и предложила перейти к зачетному занятию.
Начали с упражнений на дикцию, дыхание и голос. Выстроившись в свободной части аудитории, студенты продемонстрировали, как овладели диафрагменным дыханием, выполнив упражнения «Море» и «Ушу»; как развили артикуляционный аппарат, произнося наборы букв «бола-вола-гола-дола» и звукоподражательные слова.
После один из студентов, вдохновленный рядом упражнений, направился к двери, повторяя: «Цола-чола-шола-щола». Из зала прозвучал возглас-напоминание: «Саша, Михаил Афанасьевич!». Так перешли ко второй части зачета — художественному прочтению и инсценировке отрывка из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Начали с суеты у театра: из взволнованной очереди у Варьете выходили студенты, рассказывая о беспорядке, наведенном свитой Воланда. Потом переместились внутрь здания и передали атмосферу хаоса: перебирали бумаги на столах, искали кота, успокаивали секретаршу Прохора Петровича и девицу, пытались перестать петь и арестовывали бухгалтера. В финале постановки все погрузились в импровизированный фургон, а после вышли на поклон.
Приглашенные на зачет преподаватели отметили: в постановке было видно участие каждого, а работа, проделанная студентами, может быть сравнима с работами профессиональных режиссеров.
— Мы вновь решили вернуть в этом году в учебные планы «Технику речи». И сегодняшний зачет показал, что это было верное решение, — заключила Ашхен Абовян, руководитель образовательной программы, доцент кафедры теории и практики массовой коммуникации.
Людмила Себякина призналась, что имеет традицию делать подарки студентам, завершая работу с ними, и вручила будущим журналистам леденцы с прикрепленными записками: номера страницы и строки из любимой книги, которые станут ответом на загаданное на Новый год желание.
— Развитие речи — это постоянная практика. Было видно, что все вы работали над голосом не только в аудитории, но и дома. Голоса и дикция у вас стали лучше, вы стали работать слаженнее, и Булгаков это показал. Вы — одна команда, которая умеет подстраиваться друг под друга, а это бывает очень важно, особенно, когда вы учитесь вместе четыре года, — резюмировала Людмила Николаевна.
Текст: Алина Зарубина
Фото: Виктория Никитченко