
Иностранным студентам ИФЖиМКК рассказали, как Ростов-на-Дону пережил войну и две оккупации
7 мая, Донская государственная публичная библиотека. Сегодня здесь проходит творческий вечер, посвящённый 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие состоится уже в третий раз. Участниками стали иностранные обучающиеся 2 и 3 курса ИФЖиМКК ЮФУ.
Пока мы ждём начала мероприятия, включают военные песни. Очень интересно видеть, как иностранные студенты с радостью подпевают «Катюшу».
— Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и закончилась спустя 1418 дней — 8 мая 1945 года. Сегодня вы познакомитесь с историей войны и узнаете, как её пережил Ростов-на-Дону и послушаете стихотворения военных лет в исполнении ваших однокурсников, — начинает мероприятие заведующая сектора международных информационных ресурсов ДГПБ Вера Колесова.
После приветственного слова Халлыева Кейик зачитала отрывок из поэмы Роберта Рождественского «Реквием».
— Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, —
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны! — читала Кейик.
Слышала это стихотворение очень много раз до этого, но тут к глазам подступили слёзы. Студенты с интересом внимали своей однокурснице, их лица выражали серьёзность и горечь.
— 27 миллионов погибших на 2500 км. 27 миллионов погибших за 1418 дней. Это значит 19 тысяч убитых ежедневно, 800 человек в час, 13 человек каждую минуту, — рассказывала студентам Вера Колесова.
С историей Ростова-на-Дону во времена Великой Отечественной войны иностранцев знакомила сотрудник отдела краеведения Донской государственной публичной библиотеки Екатерина Кутепова. От неё ребята узнали про первую оккупацию Ростова в ноябре 1941 года. Эти события прозвали «кровавой неделей». Екатерина объясняла, что Ростов был важной целью для фашистов потому, что юг — это, конечно, плодородные земли, но, кроме этого, через город лежал путь на Кавказ, где находилось множество необходимых ресурсов.
— Население эвакуировалось в спешке, но, естественно, не все жители города смогли его покинуть. Вывозили прежде всего предприятия, материальные ценности. В нашем городе для защиты было создано несколько военных формирований, которые защищали Ростов-на-Дону — Ростовский стрелковый полк народного ополчения, батальон курсантов Ростовского артиллерийского училища, 56 армия, 339 стрелковая дивизия. Сейчас в Ростове вы можете встретить улицы с таким названием, — продолжила Екатерина.
Студентам показали фотографии мемориальных досок и памятников. Ребята тихо обсуждали, какие из них они уже видели. Екатерина Кутепова рассказала об истории формирования 339 стрелковой дивизии и их сражениях. Чтобы не приводить только сухие цифры и географические названия, начали читать воспоминания очевидцев: «На четвёртый день немцы бросили против нашей дивизии все свои силы. Столько танков сразу я не видел никогда. Огромное поле впереди наших позиций всё до самого горизонта было заполнено бронированными машинами врага. Между танками шли группы автоматчиков, казалось, им нет числа. Не помогли ни артиллеристы ростовской дивизии, ни батарея ростовских курсантов. Курсантов на моих глазах давили танками. У них кончились снаряды, а отойти они не успели или не захотели. К вечеру стало ясно — мы попали в окружение».
Екатерина рассказывает о батарее Вавилова и батарее Оганова через знакомые студентам места. Спикер показывает два снимка — военных лет и современный. На фотографиях самое красивое здание Ростова-на-Дону — Городская дума на улице Большой Садовой. Во времена Великой Отечественной войны здесь располагался штаб 56 армии.
За неделю было уничтожено несколько сотен человек мирного населения, продолжает Екатерина. Отдельное внимание она уделяет истории Вити Черевичкина. В городе есть парк и улица названные его именем. Одним из первых приказов фашистов было уничтожить голубей, которых в то время разводили многие. Но Витя приказ не выполнил. Его схватили немцы, пытали, а после расстреляли. Витя погиб с голубем в руках.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора, — читает стихотворение Константина Симонова Мердан Генджиев.
Тогда, в далёком сорок пятом,
Такой же солнечной весной
Шли поседевшие ребята –
С победой шли к себе домой.
И белоснежным безмятежьем
Мели деревья и кусты,
Как будто не было ни смерти,
Ни слёз, ни горя, ни войны, — рассказывает Айнур Курбанова стихотворение Терентия Травника.
После поэтической паузы Екатерина Кутепова продолжает рассказ о военной истории Ростова-на-Дону. Во время второй оккупации Ростова-на-Дону в 1942 году город защищал 734 Ростовский полк ПВО, состоящий полностью из девушек-добровольцев. Для поражения одной цели могло понадобиться до 1500 выстрелов, и в среднем каждая девушка переносила по полторы тонны металла в сутки.
— Фашисты не стали отвечать минометным огнем, а проехались по батарее танками, раздавив гусеницами ее защитниц. Когда поняли, что с ними сражалось подразделение, состоявшее из 17‒19-летних девчонок, собрали местных стариков и женщин и разрешили похоронить зенитчиц. Немцы не могли поверить своим глазам. У них на пути встали двадцать девочек. Когда фашисты ушли, на могильном холмике из пробитых осколками касок зенитчиц казачки выложили крест. О братской могиле почти сразу забыли, — зачитала воспоминания Екатерина.
Во время строительных работ через много лет было случайно найдено это забытое захоронение. Однако личности девушек установить не удалось, потому что у них не было именных жетонов. Памятник «Зенитчицам Ростова» открыли на улице Всесоюзной только в 2010 году.
Екатерина Кутепова показала, как во время войны выглядели Театр Горького, Будённовский проспект, ЦУМ и другие знакомые студентам места. Она рассказала про один из первых расстрелов мирных жителей. Подростки спрятали в доме на улице Ульяновской около 40 раненых красноармейцев, которых нашли в городе. Но нашёлся предатель, который сообщил немцам. На следующий день немцы обнаружили убежище солдат Красной армии. Их сбрасывали с чердака, добивали штыками и расстреливали. После вывели всех жителей и сказали выйти тем, кто оказывал помощь. Из строя шаг вперед сделали пятеро мальчиков 11-13 лет. Их тоже расстреляли. Такая показательная казнь произошла в первый день оккупации.
Отдельное внимание уделили рассказу о мемориальном центре в Змиевской балке. Это место самого массового расстрела за всю историю войны. За двое суток здесь были уничтожены 27 тысяч человек.
— Выводили партию обречённых цепочкой и гнали бегом. Люди даже не успевали понять, где они находятся. Они осознавали, что будет, но подготовиться к смерти не успевали. Их подгоняли к яме, в это же время пулемёты строчили с флангов, сводя огонь к центру. Трупы падали. Военные присыпали их свежей глиной. И пошла-побежала следующая партия, — зачитала отрывок из воспоминаний Екатерина.
Слушать это было морально тяжело. Из зала в слезах вышла девушка. На лицах остальных студентов был ужас от услышанного.
Продолжился рассказ данными о погибших людях и материальных потерях. В городе в руины превратились 85% зданий. Ростов-на-Дону был награждён орденом Отечественной войны 1 степени, который теперь поместили на стелу на Театральной площади.
— На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
— Я еще, ребята, не жила…
И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать — это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть… — прочитала стихотворение Юлии Друниной Айнур Курбанова.
— Солдат метался: бред его терзал.
Горела грудь. До самого рассвета
Он к женщинам семьи своей взывал,
Он звал, тоскуя:
— Мама, где ты, где ты? —
Искал ее, обшаривая тьму…
И юная дружинница склонилась
И крикнула — сквозь бред и смерть — ему:
— Я здесь, сынок! Я здесь, я рядом, милый! —
И он в склоненной мать свою узнал, — читает Майя Гылыджова.
— День победы — радостный и горький праздник. За плечами этого праздника бремя войны, — подытожила Вера Колесова.
— Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет — и нет войны! — прочитала стихотворение Михалкова Хумай Нурсахатова.
В конце встречи студенты просмотрели ролик, подготовленный однокурсниками. Всех участников мероприятия наградили благодарностями и памятными подарками. Отметили также и преподавателей кафедры русского языка для иностранных учащихся ИФЖиМКК. Мероприятие закончилось пожеланиями, чтобы война никогда не коснулась студентов.
Текст и фото: Вероника Куцева