
Был «аршин с шапкой», а стал «метр с кепкой»: на «Филологических вторниках» поговорили о фразеологизмах
25 февраля в ИФЖиМКК в рамках «Филологических вторников» прошла лекция доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка Людмилы Савенковой «Кое-что об оседланной корове и рыбе с зонтиком, или Как рождаются фразеологические образы». Встреча была приурочена к 100-летию известного лингвиста, основателя ростовской фразеологической школы, профессора Юрия Анатольевича Гвоздарёва и к 110-летию Южного федерального университета. На лекции Людмила Борисовна поделилась секретами остроумия, поведала о происхождении фразеологических образов.
Вначале лектор дала определение. Она объяснила, что образ — это яркое представление, создаваемое работой нашего воображения. Но воображение это симулируется реальностью. Образы воплощаются в языке, к примеру в словах.
По словам профессора, со временем «яркость» образов ослабевает. Именно поэтому в текстах газет происходит активное заимствование речевых оборотов, которые впоследствии перерастают в речевые штампы. Людмила Борисовна объяснила их возникновение, проведя аналогию с распространением картинок в WhatsApp: «Я отправляю картинку, которая мне понравилась, своей коллеге. <…> И вот изображение возвращается ко мне из третьих рук».
Также лектор привела примеры фразеологизмов и объяснила их значения:
- быстро — глазом моргнуть не успеешь, в мгновение ока, одна нога здесь, другая там;
- красивый — глаз не оторвёшь, как картинка, кровь с молоком;
- много — как собак нерезаных, как песка морского, хоть пруд пруди, вагон и маленькая тележка, считать не сосчитать;
- повторять (многокр.) — тянуть одну и ту же песню, завести шарманку, заводить старую пластинку, жевать жвачку.
На лекции присутствующие выяснили, что образы бывают реальные и нереальные.
К примеру, «махнуть рукой на кого-либо» или слушать «разинув рот» — образы реальные, а нереальные — «заблудиться в трёх соснах» или «делать из мухи слона», «верёвка по ком-либо плачет».
Текст и фото: Ольга Углова