
Предприниматель как он есть: как прошла презентация романа Владимира Козлова «Облик Протея»
26 июня в Донской государственной публичной библиотеке Владимир Козлов, поэт, писатель и руководитель центра креативного письма и культурных индустрий ИФЖиМКК, провел презентацию своей книги «Облик Протея» — первой части трилогии «Действующие лица». Это серия романов об облике человека в современном мире и природе предпринимательства в России.
Изначально мероприятие планировалось в Санкт-Петербурге. Из-за непредвиденных обстоятельств перед писателем встал выбор: отложить презентацию или провести ее вовремя в Ростове-на-Дону — офлайн и онлайн. Гибридный формат помог охватить большую аудиторию — гостей, подключившихся к трансляции, было не меньше, чем в зале.
В самом начале презентации Владимир Козлов заявил, что крайне недоволен тем, что предприниматели в русской литературе чаще всего раскрываются шаблонно или в сатирической манере. Например, Остап Бендер, чье имя уже стало нарицательным. Автор решил исправить эту ситуацию, написав собственную историю.
Все три его героя выросли в одном месте, были друзьями и так или иначе имеют отношение к бизнесу, но не похожи друг на друга. Так, герой первой книги — наиболее противоречивый и умный.
— Он откровенный авантюрист, но при этом мыслитель. У него есть концепция предпринимательства, концепция всего, только отсутствует концепция себя, поэтому он проживает весьма разнообразную жизнь. Такого плута надо делать философом, — пояснил автор.
Владимир Козлов объяснил название первого романа. Согласно мифологии, Протей — божество, которое быстро адаптируется, но может быть «придержано» стечением обстоятельств. Подобное отражается в самом произведении, хотя оно прямого отношения к мифологии не имеет.
«Нужно было найти искорку и выращивать ее, чего бы это ни стоило», — таково мнение героя об индивидуальности человека, чего он и хочет добиться. Он считает, что индивидуальность может творить добро и способствует помощи другим людям. «Мое поколение привыкло слышать, что общество убито», — утверждает он, считая совершенно иначе. Для него люди должны бороться с серостью, выбираться из тяжелого положения, чего чаще всего не происходит. Он рассуждает о трудностях жизни и не сдается, желает «придумать, как надо убеждать людей в том, что они ценность». Но ему пришлось пройти долгий путь к самоосознанию: «Моя способность влиять на чужие умы сначала казалась мне несущественной».
— Герой поставил перед собой очень амбициозную задачу. Прежде всего, это исторический роман, — отметила онлайн-гость Ольга. — Соединить философский трактат и роман о предпринимателе — очень трудно. Этот роман очень нетипичен.
Как утверждает сам автор, это интеллектуальный роман. В нем присутствуют элементы платоновского диалога: персонажи рассуждают о предпринимательстве и будущем России. Герои уникальны и не имеют конкретных прототипов, они многогранны, писатель сам «выращивал образы».
— Есть полка «современная литература», есть «бизнес-литература». Я читал бестселлеры, связанные с бизнес-литературой. Но эти вещи никогда не будут стоять на полке с прозой. Поскольку это интеллектуальный роман, он отовсюду понемногу берет.
Несмотря на всю сложность и философские темы, произведение может прочитать любой, вне зависимости от возраста или образа жизни.
— Мне ближе понятие, что текст формирует читателя, — говорит Владимир Козлов о целевой аудитории.
В ответ на вопрос о разнице между написанием прозы и лирики автор отвечает:
— Стихи — это как записочки, от руки, а здесь садишься работать. У поэтов, как правило, плана нет, а в романе все постепенно: там куча шаблонов, куча инструкций, и это можно понять. Писать одно и то же много лет без этого... Ну просто невозможно. <...> Я пишущий человек, я всегда что-то пишу, неважно что. Я не задумываюсь, проза или поэзия. Разделение на прозу и поэзию, на самом деле, очень громкое.
В конце презентации автор вручил гостям предзаказанные книги с автографом и поблагодарил аудиторию за интерес к его творчеству.
Текст и фото: Алина Соколова