Становится ли профессия учителя более востребованной?
Статистические данные говорят о том, что престиж профессии учителя возрос за последние несколько лет.
Вице-премьер РФ Татьяна Голикова сообщила в своем докладе, что на конец 2023 года нехватка учителей по России порядка 11 тыс. Согласно подсчётам ТАСС на основе данных региональных властей, дефицит педагогических кадров в большинстве регионов РФ составляет от менее 1% до 10%, в среднем по стране он не превышает 3,7%.
При этом власти констатируют, что рост зарплат и программы поддержки, такие как «Земский учитель», значительно улучшили ситуацию с кадрами, а в отдельных регионах позволили решить проблему дефицита. В Минпросвещения РФ отмечают растущий интерес к педагогическим специальностям — в 2023 году число заявок в профильные вузы увеличилось на треть.
В топе самых востребованных профессий на платформе для онлайн-рекрутинга hh.ru нет педагогов. Они не вошли в топ-15 у работодателей.
О чем говорит данная статистика? О том, что работодатели в меньшей степени искали учителей, потому в данной сфере, в отличие от многих других, почти не отмечается «текучка» кадров. А также о том, что вакансия учителя, не вошедшая в данный список, действительно является одной из немногих социально-значимых профессий, приравниваемых к призванию.
Об этом же говорят результаты исследования, проведенного РАНХиГС в 2017 году и 2022 об удовлетворенности местом работы среди педагогов. Тогда около 30% учителей, опрошенных академией, не исключали смену деятельности. Найти другую работу, но по-прежнему связанную с образованием, планировали (или не исключали для себя) около 40% неудовлетворенных работой. Планы выхода из системы образования строили чаще всего молодые учителя.
По результатам опроса 2022 года процент учителей, которые хотели бы сменить сферу деятельности, снизился на 10 пунктов. Как отмечают специалисты, сложные времена пандемии очень подняли профессию учителя в рейтинге. Сейчас наблюдается тенденция к большей «оседлости» среди учителей, благодаря стабильной и увеличивающейся зарплате, вполне справедливой системе распределения стимулирующих надбавок.
Эту статистику подтверждает и Дарья Ляшенко – преподаватель английского языка в одном из колледжей Ростова-на-Дону и выпускница Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ.
На вопрос, довольна ли она своей работой и планирует ли сменить сферу деятельности в ближайшее время, Дарья ответила, что местом работы вполне довольна, а самое главное – нашла свое призвание, поняла, что ей нравится преподавать, а любовь и благодарность ее студентов является самым прямым тому подтверждением. Дарья отметила, что в колледже, в котором она работает, нет вакантных мест, все рабочие места укомплектованы, но каждый год к ним на кафедру принимают в среднем одного нового педагога.
Другая наша собеседница, Светлана Свириденко, выпускница заочного педагогического отделения ИФЖиМКК ЮФУ, рассказала, что еще несколько лет назад работала в турагентстве и параллельно училась в ЮФУ на учителя русского и английского языков, так как карьера преподавателя была ее давней мечтой. Во времена пандемии туризм был не востребован, и поэтому Светлана потеряла работу. В этот момент она решила, что наконец пришло время что-то поменять в своей жизни и устроилась в школу. Сейчас Светлана утверждает, что абсолютно довольна – она работает по профессии, рядом с домом, в этой же школе учатся ее дети, и она рада, что может быть рядом с ними и имеет возможность отдыхать вместе с детьми на каникулах.
Действительно, учитель – одна из самых сложных и ответственных профессий. Это призвание, требующее большого терпения, ответственности и огромной любви к своим ученикам и к своему делу, поэтому в данной сфере «задерживаются» только те люди, которые пришли туда не случайно.
Текст: Артем Малейко