Истории

Скандал и табу: испанский киновечер с Анной Багдасаровой

Полчаса до начала. Еще несколько дней назад мы договорились с Анной Багдасаровой, доцентом кафедры теории и истории мировой литературы, встретиться около кинотеатра «Горизонт Cinema&Emotion». И вот я подхожу к кассе и понимаю, что без билета меня не пропустят даже к залам. Через две минуты вижу Анну Александровну, которая словно выводя меня из лабиринта, представляет билетеру, проводит в пустой зал и сажает на свободное место рядом с организатором:

— На самом деле, я здесь впервые провожу лекцию, надеюсь, мы не будем с вами вдвоём.

До мероприятия еще целых 25 минут. И вот появляются первые зрители. Кажется, что некоторые здесь впервые, потому судорожно ищут свои места и удивляются тому, что спинки кресел отодвигаются назад. Мужчина напротив меня шёпотом рассказывает своему сыну о «Виридиане» и ее режиссере.

Зрители  в сборе, организатор объявляет тему встречи, знакомит зрителей с лектором и передает ей слово:

Я должна начать с предупреждения: мы смотрим скандальный фильм и мне будет очень интересно, как вы его оцените. Хочу отметить, что я не кинокритик, я литературовед и поэтому расскажу о картине сквозь призму испанской литературы.

Начинаем с  биографии режиссера — Луиса Бунюэля. Лектор рассказывает, что он был республиканцем и во время гражданской войны занял принципиальную позицию, что, естественно, сказалось на его жизни, так как установилась диктатура и многие, кто поддерживал Республику, были вынуждены уехать. Среди них был сам режиссер.

В 1960 году он впервые на пару недель приезжает в  франкистскую Испанию и здесь принимает решение снять фильм по мотивам романа испанского писателя Бенито Гальдоса и назвать этот фильм «Виридиана».

Исходной точкой для прорисовки сценария стала давняя эротическая фантазия режиссера.

Когда мы смотрим «Виридиану», нам сложно поверить в то, что эти события были не в 19 веке, не в отдаленную эпоху, а в близкую нам.

Режиссер поднимает не только тему социального неравенства, но также размышляет о близости смерти и вере.                                                                                  

— Бунюэль рассказывал, что в детстве они свято верили в чудо Каланды, которое заключается в том, что, по преданию, когда-то в старину именно в этом селении Дева Мария исцелила калеку, потерявшего ногу

Бунюэль также задается вопросами: почему в католичестве так табуированы сексуальные отношения и почему эта тема настолько запретна? Это порождает девиации и чувство вины, но одновременно сладость обладания запретным плодом, что находит отражение в фильме.

Лектор заканчивает свою вступительную речь:

Во время работы над фильмом Бунюэль подвергся жесточайшей критике со стороны испанских республиканцев, находившихся в эмиграции, после же выхода картины фильм был в Испании запрещен на 16 лет. Нам с вами сегодня посчастливилось его посмотреть.

На экране в первом же кадре мы видим юную Виридиану — главную героиню фильма,  которая собирается принять постриг, но после поступков дядюшки и его самоубийства оставляет это в прошлом.

Самым эпичным в кинокартине как я, так и многие зрители, посчитали сцену, когда дядя главной героини подаёт ей кофе со снотворным. В этот момент по залу пронеслись сочувствующие вздохи. Иногда фильм вызывал непонимание. Например, когда главная героиня решила не принимать постриг.

Через полтора часа в кинозале вновь включают свет, и Анна Багдасарова, уже вместе со зрителями, начинает обсуждать кинокартину.

Как вы считаете, в наше время можно ли назвать данный фильм скандальным?

Из зала лектор получает неоднозначные ответы: одни считают, что в наше время никого не удивить этой кинокартиной, другие говорят, что фильм один сплошной скандал. Единственное, что объединяет всех, — это мнение о том, что режиссер не очень любил людей. С этим мнением соглашается и сама литературовед:

Да, многие называли его очень жестоким режиссером. Чем он дольше жил, тем больше убеждался, что у человечества меньше шансов.

Время уже подходит к концу, организатор поглядывает на часы и каждый раз дает последние пять минут на вопросы, которые так и не заканчиваются. Очень многих, как и меня, удивил финал. И здесь лектор дает ответ:

Изначально финал планировался иным: героиня подходит к двери кузена, стучится и сразу проходит в комнату, а дверь закрывается прямо перед зрителем. Цензура была суровой, хотя временами и непоследовательной: с 50-х годов франкистский режим начинает немного изменяться к «мягкой диктатуре», тем не менее цензура сохранялась. И финал им показался слишком откровенным. Режиссёр изменил сценарий, но под игрой в карты на троих в финале картины предполагал ещё более скандальную идею свободной любви.

Встреча заканчивается словами Анны Багдасаровой о том, что Бунюэль был одним из тех людей, кто любил задавать вопросы и считал, что ужасно, когда всё понимаешь. Ведь если не будет загадки, то зачем тогда жить.

Текст и фото: Елена Стояльцева