С 1 по 7 мая в Северной Осетии прошла медиасмена «Все свои», где одни медийщики ЮФУ учили других медийщиков ЮФУ быть кем? Правильно, хорошими медийщиками ЮФУ. Наш корреспондент, студентка 2 курса направления Журналистика, Дарья Кацюба, организатор смены, показала нам день в Таймази своими глазами.


Подъем в 8:00 каждый день. Неважно, участник ты или организатор. Пять минут, чтобы осознать реальность, и ещё пять, чтобы написать участникам расписание на день. В целом, время еды и лекций не меняется, но из утра в утро повторяется одна и та же картина: «А вечерку (Прим. Ред. – развлекательное вечернее мероприятие) поставить на 21:00 или 21:30? А из похода мы вернёмся к обеду или позже?» – организаторы напрягают все извилины, пытаясь одновременно чистить зубы, нарезать бумагу для игры и писать план на день.
Расписание готово. Спускаюсь на первый этаж к участникам с громким «доброе утро» и клею лист на дверь, а они подтягиваются, чтобы сразу познакомиться с планами.
Сегодня 3 мая, солнечно, но с юга спускаются облака, поэтому на зарядке все одеты тепло. Для меня зарядка – возможность договориться со всеми и обо всём, потому что с площадки видно любое движение на базе. За 15 минут разминки успеваю назначить двух дежурных в столовую, договориться с другой группой о совместном походе и выпросить обед в 15:00 вместо 14:00, потому что вылазка к водопадам обещает быть долгой. Сделать зарядку тоже приходится, Виту – спортивного организатора – не проведёшь.
На завтраке отвлекаюсь всего три раза: ответить участнику, где будет планёрка, одолжить другой команде проектор и поговорить с директором базы. Каша даже не успела остыть. Успех.

После утренней планёрки собираемся в поход. У организаторов с собой вода, аптечка, рации и крем от загара, чтобы оперативно решить любую проблему. Несколько человек как всегда опаздывают, поэтому превращаюсь в пастуха и долго и назойливо зову потерянных участников. Оказалось, кипятили чай, чтобы согреваться в пути. Простительно.
За неделю в Таймази некоторые действия я начала делать на автопилоте: пересчитать по парам, проверить звук у рации, окликнуть, произнести мантру «не растягивайтесь, помните, два организатора в начале, два – в конце». Утренняя рутина тоже особо не утомляет, а поход вовсе гасит тревогу. Наверное, потому что есть отряды – тоже студенты ЮФУ, которые берут ответственность за вылазки на себя: следят за строем, спрашивают о самочувствии и, главное, ведут по маршруту. Наше дело маленькое, впитывать виды и следить за белыми кепками с надписью «Все свои».
Сегодня поход несложный, но длинный, идём к водопадам «Три сестры». Путь по краю лиственного леса. Хочется поднять голову и смотреть, как вместе со мной движутся громадные снежные вершины, но так нельзя – можно споткнуться о камень. Поэтому слежу за дорогой и только мельком бросаю взгляд на белые пики.

В этой вылазке стало плохо нашей студентке, но её быстро усадили на камень и вернули в сознание нашатырём. Кажется, за всю смену я переживала за здоровье участников только однажды: на первой экскурсии из-за крутого подъёма по туманной дороге девушка стала задыхаться и плакать. Но гид помог ей спуститься в автобус, всё обошлось без потерь.
У водопадов студенты разбредаются по берегу, и я, почувствовав послабление, ухожу к воде одна. Долго сижу, наблюдаю за падающим с гор потоком и думаю об ответственности. Как так случилось, что люди готовы доверить нам свою жизнь? Юридически, как минимум. Почему номинального «она руководительница» достаточно, чтобы все и каждый задавали миллион вопросов и, главное, откуда я беру на них ответы? А делаем ли мы, организаторы, что-то действительно важное или только пользуемся привилегиями «главных»? Ответов не нашла, но увидела счастливые лица участников и почувствовала что-то тёплое.
На обратном пути пересчитываемся, сверяемся по времени – успеваем к обеду и выдвигаемся. По дороге общаюсь с организаторами смены отрядов ЮФУ, у них система давно отлажена:
— В каждую смену теперь берём с собой медика и пару спортиков. Медика, потому что один раз участница получила сильное растяжение, чуть ли не скорую пришлось вызывать в горы, а спортиков, чтобы со всех сторон следили за движением группы и проводили хорошую разминку. Мы опытом научены. Тем более я. Уже несколько лет как преподаватель хожу, – рассказывает Юра, парень в яркой синей куртке. Его, как и всех организаторов, благодаря яркой одежде видно издалека.
Спортики – спортсмены со стажем, действительно модерируют походную группу и сзади, и в центре, и спереди. Каждые двадцать минут то в начало, то в конец пробегает парень в берцах, он отодвигает все ветки, держит деревья и подаёт руку на болотах. А замыкает строй всегда Илья – у него красная бандана и ярко-голубые глаза. Один раз я отстала, чтобы завязать шнурки, и он стоял вместе со мной, улыбался и ждал.

По возвращении на базу совершаю стандартный ритуал: отчитываюсь администрации, что все вернулись, назначаю дежурных к обеду и вместе с организаторами готовлю библиотеку к лекции. Максим настраивает проектор, Ася проверяет свет и готовится снимать, мы с Аней и Беллой расставляем столы и лавочки. Сегодня моя лекция – «Креативное мышление».
К 15:30 приходят не все, но с небольшим опозданием мы начинаем. В библиотеке 14 человек, не считая организаторов, и почти каждый конспектирует тезисы в фирменный блокнот смены. Когда лекция и практика заканчиваются, начинается моя любимая часть – Q&A. Спрашивают от банального, как «раскрутить» идею, до философского, что делать, если идея кажется чужой, но при определённой оптике видится «родной и неповторимой». Чешу затылок, думаю и отвечаю. Что говорила, уже не помню, но участники кивали и записывали.

На выходе из библиотеки меня перехватывает наставник третьей группы Капитанов ЮФУ. Говорит, нас, руководителей, ждут на кухне: надо собрать списки участников, организовать лекцию с Цымбалом – хозяином базы, и узнать, кто сломал скамейку в клубе. Если мы её не починим, придётся платить. Строй-отряды моментально вызываются восстановить лавку, хотя не имеют отношения к её поломке – они приехали только сегодня в обед, а скамейка страдает уже второй день.

Пару часов между лекцией и ужином я почти всегда трачу на сон. А ужин – на еду, конечно, и очередной разговор с директором базы – Вадимом Габеевым.
– Всё в порядке у вас? Чем занимались сегодня?
– Всё хорошо, в поход сходили, лекцию провели. В 21:30 у нас литературный вечер.
– Молодцы. А в домике тепло?
– Нет, Цымбал сказал, не включит сегодня отопление, потому что на улице тепло, но мы мёрзнем.
Вадим Таймуразович тяжело вздыхает, отправляет меня ужинать и обещает разобраться. Через пятнадцать минут в домик приходит сотрудница базы и включает отопление. Иногда жаловаться полезно.
К вечернему мероприятию мы вешаем гирлянды, приглушаем свет и тепло одеваемся, потому что отопление в жилом домике не равно отопление в пустой деревянной библиотеке.
Вечер талантов ведёт Белла – культурный организатор. Укутавшись в оранжевый плед, она вкрадчиво объясняет, что очереди для выступлений нет. Каждый может выйти, когда почувствует, что готов.
Я сижу в глубине библиотеки, спрятав нос в куртку, и пью травяной чай, который украла из столовой. У меня нет творческого номера, сегодня я невидимый наблюдатель. А участники поют, читают. Авторское, перепевки, рассказы, стихи поэтов. Между выступлениями шелест ладоней – это вместо хлопков, чтобы не рушить интимную атмосферу.

— Я написал эту песню пару недель назад. Она о моём внутреннем состоянии, которое не передать простым разговором, – пауза. – Надеюсь, вы поймёте, – иудар по струнам гитары.
Вечер заканчивается пятью минутами тишины. Пока организаторы снимают гирлянды и собирают лампы, участники уходят в домик готовиться к рефлексии.
— Ого! Тут снег!
Выглядываю в окно, правда, идёт снег. Ещё в полдень мы прятались за солнцезащитным кремом и потели в футболках. Нормальный температурный перепад для гор.
По дороге к домику скользим на шаткой лестнице и обсуждаем поведение участников: один убежал на свидание, никого не предупредив, другой проспал лекцию.
— Обоим штрафное дежурство в столовой, – это Вита, спорторг. С ней разговор короткий.
На рефлексии, где все по очереди делятся ощущениями и мыслями о прошедшем дне, помимо прочего хвалят работу организаторов. Короткое «спасибо за лекцию», «отдельный респект оргам», «орги, вы самые сильные» – бальзам на душу. Правда, те, кому адресованы пожелания, давно посапывают, привалившись к стене.

Возвращаемся к себе. Ребята остаются в общей комнате, тщетно пытаются составить расписание на завтра и выбирают сонно пить чай. Я ухожу спать, касаюсь ухом подушки и – 8:00, подъем. Неважно, участник ты или организатор.
Текст: Дарья Кацюба
Фото: Студенческий медиацентр SFEDUMEDIA