Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Мероприятия

«Неделя науки-2024»: на секции «Педагогическое образование» показали, как правильно учить узбекских детей русскому языку

«Неделя науки-2024»: на секции «Педагогическое образование» показали, как правильно учить узбекских детей русскому языку

Продолжаем знакомить вас с мероприятиями, которые прошли 17 мая в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации в рамках «Недели науки — 2024». 

На секции «Педагогическое образование» (подсекция I) в качестве слушателей присутствовали студенты направлений «Международные отношения», «Зарубежная филологии» и «Журналистика».

Первым свой доклад на тему «Интерактивный курс по русскому языку как иностранному для детей младшего школьного возраста с доминантным узбекским языком в условиях отсутствия языковой среды» представил Ибрагимов Хожиакбдар Абдирашид Угли, магистрант 2 курса «Педагогического образования». Студент в рамках своего проекта работал в одной из узбекских школ учителем 2 «А» класса. 

20240517 104640 batch 3 1715965511855

В основные задачи обучения русскому языку как иностранному в условиях отсутствия языковой среды было выведено следующее: вызвать у детей интерес к языку и культуре, обеспечить творческий характер речи, сформировать звуковую культуру речи, обогатить и активизировать словарь и познакомиться с художественной литературой. Так, в процессе обучения дети будут не только читать русские народные сказки, но и познакомятся с эпитетами, метафорами, сравнениями и другими средствами художественной выразительности.

Студент разработал программу интерактивного обучения (подразумевает постоянное взаимодействие педагога с учащимися, учащихся друг с другом или учащихся с образовательной средой). Для работы со школьниками он выбрал русские сказки, чтобы максимально заинтересовать детей.

— Это не случайно. В сказках разные герои с разными характерами, поэтому каждый школьник может выбрать кого-то для себя, – считает Хожиакбдар Абдирашид Угли. 

Студент специально разработал упражнения, направленные на формирование звуковой культурной речи, сценарии театрализованных игр, макеты поделок, раскрасок и аудиокартотеку сказок. В доказательство своей работы студент предоставил видеоматериалы. Присутствующие увидели, как узбекские школьники изучают арифметику на примере сказки «Три медведя»: 1 медведь + 1 медведь = 2 медведя. Или усваивают прилагательные на примере сказки «Колобок» (Лиса — коварная, хитрая, а Колобок — хороший, правильный) и строят макеты домов главных героев сказок с помощью подручных материалов.

— Изучение русского языка очень популярно в Узбекистане. Многие родители даже специально нанимают репетиторов для этого, – ответил Хожиакбдар Абдирашид Угли на финальный вопрос Маргариты Ерещенко, доцента кафедры русского языка для иностранных учащихся.

20240517 110837 batch 2 1715965511155

Но несмотря на это в начальной школе под изучение русского языка отведено всего два часа в неделю, что преступно мало, по мнению студента.

Следующей свой доклад на тему «Коммуникативные стратегии и тактики как лингвистический инструмент «мягкой силы» в контексте политического противостояния (на примере публикаций о Тайваньской проблеме в Китае и США)» представила Анна Осинцова, студентка 4 курса «Международных отношений».

В современном мире, особенно в информационном пространстве, конфронтация между странами значительно возрастает. Так, все более популярным становится такой метод воздействия, как мягкая сила — форма политической власти, предполагающая способность кого-то добиваться от кого-либо желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение. Рассказывая о Тайваньской проблеме, докладчик отметила, что США позиционируют конфронтацию с Китаем как борьбу за свободу и демократию, осуждая недемократический характер политики Китая. КНР же стремится представить себя как благожелательную великую державу, акцентируя внимание на гуманитарной помощи и спасении людей, отвечая этим на обвинение в нарушении прав человека. Китай опирается на традиционные ценности и культуру, в то время как западная концепция мягкой силы чаще опирается на поп-культуру. 

20240517 113221 batch 1 1715965510431

Студентка считает, что в ближайшей перспективе Китаю будет сложно противостоять этой стратегии, но и «мягкая сила» США ослабла без прежнего западоцентризма. 

— В равной степени стороны используют более манипулятивные тактики, а не тактики убеждения. И ситуация на ближайшие 10 лет останется неизменной, — заключила Анна Осинцова. 

В конце мероприятия студентов пригласили прослушать и другие доклады, которые проходили в соседних аудиториях. А 18 мая в рамках «Недели науки» в Ботаническом саду ЮФУ пройдет «Научный пикник».

Текст и фото: Полина Полий